Домашняя страница Элоры Климовой

Четверг, 23.01.2025, 01:16
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS

Рецензия х/ф «Человек-Паук».


>> Вернуться к списку фильмов.

Оригинальное название: Spider-Man.
Жанр: околофантастический боевик с элементами драмы.
Страна, компания и год выпуска: США, Columbia Pictures, 2002 год.
Режиссёр: Сэм Рэйми.
Сценарий: Дэвид Кепп, Стэн Ли, Стив Дитко.
В ролях: Тоби Магуайр, Кирстен Данс, Уиллем Дефо, Джеймс Франко и др.
Роли дублировали: Евгений Иванов, Елена Шульман, Валерий Кухарешин и др.
Мировая премьера: 30 апреля 2002 года.
Российская премьера: 1 мая 2002 года.
Продолжительность: 121 минута.

Сюжет: Питер Паркер – обычный старшеклассник из тех, кто не слишком популярен в школе: застенчивый очкарик, неуклюжий «ботаник» да ещё, к тому же, и сирота, живущий с дядей и тётей в не самом престижном районе. Помимо многочисленных проблем с одноклассниками, он страдает и от проблем сердечного характера: неуверенность в себе и вечная неловкость мешают ему сблизится с девушкой, в которую он с детства влюблён. Поэтому, несмотря на жизнь в семье, где его искренне любят, Питер далеко не всегда чувствует себя счастливым.

Но однажды невинная экскурсия класса в научно-исследовательский центр коренным образом меняет всю жизнь юноши. После укуса сбежавшего от учёных подопытного паука, в организме Питера происходят невероятные изменения: все его чувства обостряются, он обретает удивительную ловкость и силу, а также настоящую паучью способность выбрасывать прочную, как стальные тросы, паутину. И с этого момента для Питера Паркера начинается новая, вторая жизнь – уже в образе Человека-Паука, загадочного борца со злом…
 



Уже в который раз моё знакомство с фильмом началось с прослушивания саундтрека к нему. Так в своё время, после песни «Kiss From A Rose», я открыла для себя сагу о Бэтмене, впоследствии став её большой поклонницей. Теперь же познакомиться поближе с «паучьей» сагой меня подвигла песня Nickelback – Hero. :) Решив, что такой потрясающий трек просто не может звучать в какой-нибудь ерунде, я вооружилась леденцами и принялась за просмотр.

И вот удивительно, обычно я отношусь к кино-комиксам с изрядной долей скептицизма, но «Человек-паук» каким-то немыслимым чудом сумел покорить меня буквально с первых же кадров – точно так же, как покорил когда-то нолановский «Бэтмен». Может быть, дело в атмосфере, которая моментально обволакивает зрителя и позволяет полностью погрузиться в этот мир вымышленного Нью-Йорка, когда ты веришь каждой вывеске и каждому случайному прохожему, даже несмотря на то, что в глубине души понимаешь: в реальной жизни так не бывает. Может, дело в изначальном настрое: ведь когда идёшь смотреть комикс, ничего сверхъестественного и супер-драматичного не ожидаешь, а готовишься увидеть красивую современную «сказку» с головокружительными битвами и обаятельными героями без страха и упрёка. А, может, всё дело как раз в этих героях, которым начинаешь сопереживать и которых успеваешь полюбить с первой же минуты. Как бы там ни было, но «Человек-Паук» Сэма Рэйми умудрился завоевать моё расположение практически с самого начала.

Так в чём же его секрет? Во-первых, как мне кажется, в идее и сюжете. Простой парень, живущий по соседству, вдруг обретает сверх-способности – разве это уже само по себе не привлекательно? Сколько раз мы сами, каждый из нас, в глубине души мечтал стать кем-то другим, что-то кардинально изменить, совершить нечто великое и невероятное? Согласитесь, хоть один-единственный раз в жизни, но вас посещали такого рода мысли. :) И вот на экране оживает один из вариантов подобных мечтаний в лице «ботаника» Питера Паркера. Он обретает силы и способности, о которых раньше и помыслить не мог. Как же он распорядится своей силой? И [это невольно заставляет задуматься] как бы распорядились такой силой вы сами? Ведь, как справедливо заметил дядя Бен, чем больше сила – тем больше ответственность. Можно ступить на криминальный путь, как это сделал антагонист Человека-Паука – Зелёный Гоблин, а можно – как сам Человек-Паук – стать защитником для простых людей, эдаким современным аналогом Робина Гуда. Питер выбрал путь добра, но, увы, этот пусть – далеко не самый простой, и дальнейшее течение сюжета позволит зрителю воочию в этом убедиться.

Что мне отдельно понравилось в «Человеке-Пауке» Рэйми – так это довольно сильная, хоть и во многом упрощённая, драматическая составляющая. Пожалуй, в ней кроется второй секрет успеха фильма. Да, это комикс. Но комикс не простой. Это – не банальный набор красивых драк и спецэффектов, а ещё и множество вопросов, ответы на которые предстоит найти самому зрителю. Здесь и проблема выбора Пути, и сложности, связанные с ведением двойной жизни, и непростые взаимоотношения между, казалось бы, самыми близкими людьми, а главное – вопрос ответственности. Ведь ничто не мешало Питеру использовать свои способности исключительно на благо себе-любимому. Нет, он выбрал путь героя без лица, благородный, но сложный путь, на котором у него практически не может быть ни спокойной жизни, ни личного счастья. Но он принял его добровольно и со всей подобающей стойкостью, как настоящий мужчина, несмотря на очень юный возраст. Питер понимает и принимает ответственность, и первый фильм «паучьей» саги повествует как раз о нелёгком и драматичном становлении личности Человека-Паука.

Но никакая идея и никакой – даже самый драматичный – сюжет фильм не спасут, если в нём не будет достойных героев. И здесь таится третий секрет успеха «Человека-Паука»: его герои очень интересны и обаятельны, причём практически все без исключения. Но начнём, разумеется, с главного – собственно, с Питера Паркера, которого превосходно сыграл Тоби Магуайр – ещё один горячо любимый мной актёр. Самое смешное, что именно роль Человека-Паука была первой, в которой я его опознала. :)) До этого я смотрела с ним фильм «Фаворит», который ещё в 2003-ем году произвёл на меня глубокое впечатление, но почему-то сразу не сопоставила Рэда Полларда с Питером Паркером. И первой моей мыслью было: «Ой, мамочки мои, какие глаза!!!», а второй: «Так… Где я видела этого парня?!» :))) Разумеется, спустя некоторое время, я таки вспомнила, где, но в течение всех трёх фильмов этот вопрос не давал мне покоя. Однако, вопросы вопросами, а, если вернуться к актёрской игре, то вот моё мнение: образ чистого душой, но ужасно робкого парня Магуайру удалось передать на все 100%. Я искренне не понимаю причину столь негативных отзывов об этой его роли на кинофорумах и не менее искренне считаю, что он – идеальный Человек-Паук. Никого другого я теперь в этой роли не представляю. [И уж тем более не представляю, КАК нужно выложиться Гарфилду в ремейке этого года, чтобы моё мнение изменилось].

Я очень уважаю актёров, умеющих играть взглядом. Пожалуй, самыми яркими представителями таких умельцев для меня всегда были и остаются Кристиан Бэйл, Колин Фёрт и Алан Рикман. Но после «паучьей» саги я смело причислила к этому списку и Тоби Магуайра. При минимуме движений он одними только глазами способен передать такую гамму всевозможных эмоций, что его герою моментально веришь: да – любит, да – ему больно, да – несмотря ни на что он не свернёт с намеченного пути. И, пожалуй, как раз это последнее, эта стальная решимость мне и нравится больше всего. Особенно ярко она проявляется в сцене на празднике, когда толпа в панике разбегается с улиц, а посреди этого хаоса стоит Паркер, всматриваясь в небо твёрдым и решительным взглядом, готовый немедленно начать действовать. И хороша также финальная сцена, особенно последние две минуты, когда он покидает кладбище – его взгляд шикарен. Вообще поразителен контраст между вот этим жёстким взглядом и другим – то нежным, любящим, радостным и наивным, то полным страдания, когда он смотрит на Мэри-Джейн, или – растерянным и даже испуганным при общении с одноклассниками или незнакомыми людьми. При полном «перекручивании» канона и дичайших отступлений от сюжета оригинального комикса, характер Паркера передан превосходно. И в этом, я считаю, целиком и полностью заслуга Магуайра.

Вторым открытием в этом фильме для меня стал Джеймс Франко, сыгравший друга Питера – Хэрри. Его эмоции, пожалуй, были самыми явными и самыми сильными, но при этом естественными [в противоположность тому же Гоблину, чьи эмоции тоже били через край]. Неуверенность в себе, постоянные переживания, страх огорчить отца и оказаться его недостойным, но при этом искренняя и очень глубокая любовь к друзьям – персонаж Хэрри Осборна очень сложный и неоднозначный, ему сочувствуешь не меньше, чем бедняге Паркеру. И Франко прекрасно раскрыл этот образ, идеально, на мой взгляд, вжившись в роль. Более того, он передал характер своего героя настолько правдиво, что, несмотря на разное положение в обществе и доход, веришь, что такие разные люди как Питер и Хэрри вполне могли стать друзьями. Оба они безмерно одиноки, оба – неуверенные в себе и вечно пытающиеся чему-то соответствовать, и, наконец, оба – не без мозгов. Нет ничего удивительного в том, что они сдружились. И тема их дружбы – одна из самых трогательных и драматичных линий в фильме.

Помимо образов Питера и Хэрри следует отметить и превосходно поданный образ тёти Мэй, которую сыграла милая и обаятельная, несмотря на весьма преклонный возраст, Розмари Харрис. Я в неподдельном восхищении от её персонажа! И вот забавно: сцен с ней не так уж много, но даже за эти несколько минут, ей удалось блестяще передать всю доброту, справедливость, понимание и материнскую любовь к Питеру. Каждый её взгляд и жест буквально дышит участием и заботой. И тем сильнее контраст между её отношением к племяннику и отношениями в семье главной героини – Мэри-Джейн, где каждый день [если не час] происходят склоки. Поневоле задумаешься, что лучше: такая тётя, как у Питера, или такие родители, как у Эм-Джей? Даже не знаю, что бы я выбрала…

Кстати, о Мэри-Джейн – девушке, вскружившей голову не только доблестному Человеку-Пауку, но и ещё как минимум двум парням. :) Для начала отбросим то, что исходно, в каноне она девушкой Питера с самого начала не была, а стала ею гораздо позже – кстати, после Гвен Стейси [которую мы увидим только в третьей части саги]. Великодушно махнём на это рукой – пусть будет вольное видение режиссёра. :)) Но вот что меня удивило с самого начала, так это – неужели на роль возлюбленной Паркера не могли найти кого-нибудь… ну если уж не похаризматичней, то хотя бы посимпатичней? :( Не спорю, Кирстен Данс вполне с ролью справилась, да и уродиной её никак не назовёшь, но… не такой я представляла девушку, чувства к которой можно пронести через столько лет и при первом взгляде на которую возникает сравнение с ангелом. Конечно, любовь зла, и в глазах любимого человека даже самая серая посредственность будет выглядеть идеалом совершенства. Вполне возможно, что этими соображениями и руководствовались создатели фильма, пригласив Данс на роль. Но ведь это всё-таки кино. :) Более того, это – сказка, хоть и современная. А, значит, и «прекрасная принцесса» должна всё-таки общей «сказочности» соответствовать. А героиню Данс я восприняла лишь потому, что в неё очень убедительно был влюблён герой Магуайра. :))

Что же касается игры, Кирстен справилась в целом неплохо. Вполне себе нормальная школьница, у которой по молодости ещё полные штаны максимализма и жуткая каша в голове. :) Собственно, её «каша» и добавила фильму изрядное количество драматизма. Не будь её постоянных метаний от одного кавалера к другому и не отличайся её поступки временами феерической глупостью – добрая половина сюжетных линий была бы не такой интересной. И, всё же, её Мэри-Джейн не особенно меня впечатлила. Вполне возможно, что в других фильмах она показала себя лучше. Просто это, как мне кажется, – не её роль.

Если затронуть остальные достоинства «Человека-Паука» Сэма Рэйми, то среди них, несомненно, можно назвать потрясающе красивый видеоряд и спецэффекты [особенно пролёты на паутине среди небоскрёбов], замечательную операторскую работу и, конечно, великолепный саундтрек Дэнни Элфмана, ставший едва ли не визитной карточкой «паучьей» саги. Музыка в этом фильме – вообще отдельная тема, на которую можно писать очень много, так что я постараюсь сдержать восторги и скажу так: здесь музыка является не только превосходным дополнением, но и неотъемлемой частью истории. Не будь её – эмоциональный накал не был бы и в половину таким сильным.

Не обошлось, конечно, и без минусов в виде всевозможных логических «накладок». В основном они мелкие, и взгляд за них практически не цепляется. Но случаются и крупные [даже гигантские], которые не раз заставляют улыбнуться: «Американцы – такие американцы!» :))) В частности, меня не раз [и не два… и не десять] умиляло, что после самых феерических драк, на милом личике Паркера не оставалось ни единой царапины. :))) Ну максимум – одна. Но никаких серьёзных травм и переломов. Ни единого шрама. Да, он, конечно, супер-герой, но ведь он таки не железный! Или вместе с появлением паучьих способностей у него произошла перестройка клеток кожи и скелета? :)) История умалчивает. …Ну да, впрочем, спишем это на реалии сказочной вселенной, а ведь «Человек-Паук», как ни крути, всё-таки сказка.

И сказка довольно красивая и неглупая. Поэтому…

Оценка: ★★★★

>> Вернуться к списку фильмов.

Форма входа
Поиск
Друзья сайта