Домашняя страница Элоры Климовой

Четверг, 23.01.2025, 01:06
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS

Рецензия х/ф «Человек-Паук – 2».


>> Вернуться к списку фильмов.

Оригинальное название: Spider-Man 2.
Жанр: околофантастический боевик с элементами драмы.
Страна, компания и год выпуска: США, Columbia Pictures, 2004 год.
Режиссёр: Сэм Рэйми.
Сценарий: Элвин Сарджент, Стэн Ли, Стив Дитко.
В ролях: Тоби Магуайр, Кирстен Данс, Альфред Молина, Джеймс Франко и др.
Роли дублировали: Евгений Иванов, Елена Шульман, Сергей Паршин и др.
Мировая премьера: 25 июня 2004 года.
Российская премьера: 30 июня 2004 года.
Продолжительность: 127 минут.

Сюжет: С момента событий первого фильма прошло два года. Питер Паркер по-прежнему пытается жить двойной жизнью, совмещая работу, учёбу в университете и борьбу с преступностью − в качестве Человека-Паука. Разумеется, даётся ему это очень непросто. Да и на личную жизнь времени практически не остаётся. Положение усугубляется ещё и отчуждением, постоянно растущим между Питером и его друзьями, у которых тоже далеко не всё гладко. Словом, для полного «счастья» не хватало только очередного супер-злодея, которым в ходе неудачного эксперимента стал гениальный физик и кумир Питера Отто Октавиус. Одержимый идеей создания источника бесконечной энергии, доктор Октавиус готов пойти на всё и совершить любое преступление…
 



Разумеется, после ощущений, оставленных первым фильмом, я просто не могла пройти мимо сиквела. Во-первых, было интересно взглянуть, как Паркер справляется со своей взрослой, самостоятельной жизнью, уже не будучи школьником. Во-вторых, не менее интересно было узнать, чем закончится [и закончится ли вообще] любовная линия между ним и Мэри-Джейн. Ну а, в-третьих, просто захотелось ещё раз посмотреть на синие глазищи Тоби :))) стало любопытно, что создатели фильма придумали в этот раз. И хотя к продолжениям я обычно отношусь очень подозрительно, конкретно это мне понравилось невероятно. Даже больше первой части.

Получу ли я желаемое? Что мне нужно? Кто я?

Тема внутренней борьбы и поиска себя − вообще одна из моих любимых, а тут она показана во всей красе. Супер-героем быть непросто. И какими бы ни казались привлекательными сверх-способности, не стоит забывать о том, что даже герою нужно где-то жить и что-то кушать. А, значит, в свободное от «геройства» время он, так же как и все прочие смертные, ходит куда-то на работу, прибирается в квартире, в конце-концов, просто спит, ведь даже героям иногда нужно спать. :) Одним словом супер-герой в обыденной жизни мало чем отличается от нас. И, пожалуй, образ Паркера интересен как раз тем, что он – самый обычный человек, без громадного состояния, без собственной высокотехнологичной корпорации, даже без семьи и без девушки. Просто одинокий студент, «живущий по соседству». С кучей проблем и комплексов, которые вторая, тайная жизнь только обостряет. По большому счёту, Человеком-Пауком мог стать любой другой, окажись он в нужное время, в нужном месте. Просто Питеру так повезло. Или не повезло – это уж смотря с какой стороны глядеть. :)

А вот в том, дар ли его сила или проклятие, Питеру как раз и предстоит разобраться. Он ступает на нелёгкий путь не просто принятия своих способностей, но принятия себя, собственной души, собственной личности. В его жизни происходит переломный момент, когда он вынужден определиться с приоритетами и ответить на извечный вопрос: «Кто я?» Рано или поздно у каждого наступает такой момент. У Паркера своеобразный кризис личности случился сразу после школы, в первые годы самостоятельной жизни, и, пожалуй, это даже хорошо – в более зрелом возрасте такие кризисы переживаются труднее. Вполне возможно, что кризис этот для него – далеко не последний, но об этом история умалчивает. Следующий фильм выходит на экраны уже с совершенно другим сюжетом и актёрским составом, поэтому о тонкостях фильма нынешнего мы можем судить только по тому, что есть уже.

А есть очень непростая борьба с двумя сторонами своей личности. Одна хочет покоя, интересной работы, любви, семьи, уютного дома и уважения окружающих. А вторая не может сидеть спокойно, когда в двух шагах происходит беда или несправедливость. Питер отчаянно мечется между этими двумя сторонами, балансируя на грани и пытаясь их примирить, но чем дальше, тем сложнее ему это сделать и тем острее встаёт вопрос выбора. С одной стороны, памятуя прощальные слова дяди, он понимает, что поступает правильно, спасая людей в облике Человека-Паука. С другой стороны его основная – реальная жизнь рассыпается, как карточный домик. C работы увольняют, в университете куча «хвостов», с лучшим другом отношения всё хуже, а тут ещё любимая девушка надумала выходить замуж, устав его ждать. Плюс к этому – тревога за тётю, которая сама едва сводит концы с концами. Конечно, в эдаком «компоте» невольно задумаешься, надо ли оно – это супер-геройство. :)

Между прочим, ещё не известно, в какой из двух жизней Питер был бы счастливее. И серьёзный повод об этом задуматься для зрителя наступает в тот миг, когда Паркер принимает тяжёлое, но твёрдое решение отказаться от жизни Человека-Паука и пытается стать обычным человеком. Самое забавное, что ему это удаётся – и неплохо! :) Он находит работу, перестаёт опаздывать на лекции, спокойно пишет дома курсовую и получает хорошие отзывы от профессоров. Всё почти идеально… не считая того, что вернуть любимую уже нельзя. А тут ещё судьба, словно в насмешку, подкидывает ситуации, когда невозможно равнодушно пройти мимо.

Один из самых сильных моментов в фильме – сцена пожара, когда Питер, уже потерявший на почве несчастной любви свои супер-способности, тем не менее, не раздумывая, бросается в пылающий дом, чтобы спасти ребёнка. Мне кажется, именно здесь происходит второй «перелом» в его душе. Питер осознаёт, что как ни беги – от себя не убежишь. Он – герой. Не потому, что обладает сверх-силой, а по складу характера, по внутренней сущности. Пусть он задавил эту сущность, на время заставил её уступить место другой – обыденной, в один прекрасный миг она проснётся, и тогда моральные терзания станут ещё хуже. Так может следует перестать бежать от себя и снова стать Человеком-Пауком? Да, это тяжело. Но ведь настоящим героям никто не обещал лёгкой жизни. Да, придётся отказаться от некоторых желаний. Но сделает ли его счастливым их исполнение? Быть может, в мире есть вещи куда важнее и серьёзнее мечтаний отдельно взятого человека? И кто он сам в этом мире?

Иногда, чтобы поступить правильно, следует отказаться от своих желаний.

Собственно, к этой мысли и подталкивает его – мягко и ненавязчиво – тётя Мэй. Добрая старушка явно догадывается о причине странностей племянника, но, являясь по натуре женщиной глубоко тактичной, в душу к нему не лезет и «в лоб» ничего выяснить не пытается. Ей вполне достаточно предположений. И во время своего выселения из старого дома она не зря завела с Питером разговор о Человеке-Пауке, осторожно намекнув ему, как важно людям иметь пример стойкости и мужества. А уж то, как она после этой маленькой, но очень проникновенной речи, быстренько свернула разговор на проблемы переезда, ясно говорит о том, что она почти уверена в том, кто есть Питер.

Вообще, по-моему, об Альтер-эго Питера Паркера если не знают, то догадываются практически все ключевые персонажи саги. :)) Тётушка… можно сказать, что знает, Мэри-Джейн уже начинает [и небезосновательно!] подозревать. Даже соседка по этажу, дочь домовладельца, как мне кажется, явно в курсе. И только бедный Хэри Осборн и Отто Октавиус – доктор-Осьминог, оба измученные личной трагедией и внутренними «демонами», до поры до времени остаются в счастливом неведении. :))

О докторе Октавиусе, которого сыграл талантливый Альфред Молина, стоит сказать особо. Это – один из самых колоритных, после нолановского Джокера, злодеев, которых я видела на экране за последние лет 5. Он могуч, благодаря четырём искусственным конечностям из ультрасовременного металла, упорен, как и положено настоящему учёному, и, как ни странно, до безобразия брутален – даже несмотря на отнюдь не атлетическое сложение. А ещё он неоднозначен, что особенно ценно. С одной стороны к нему испытываешь глубокое сочувствие, ведь по натуре он – не преступник и не чудовище, а лишь жертва обстоятельств и собственного неудачного эксперимента. Но с другой стороны его появление вызывает ужас и отвращение. Металлические конечности действительно кошмарны да и прорисованы так, что поражают своей реалистичностью. Но дело даже не в этом. Отто Октавиус – фанатик, а фанатики – всегда страшная сила, особенно когда обладают знанием и возможностями. За таким героем невероятно интересно наблюдать. И жаль думать о его возможной гибели.

Их противостояние с Человеком-Пауком сделано умопомрачительно красиво в части трюков и визуальных эффектов. Не зря фильму за них дали Оскара, ох, не зря. :)) И нереально красив конец этого противостояния: к Октавиусу проникаешься просто гигантским уважением. Но, всё же, для меня на первом плане были не спецэффекты, не акробатические трюки и не шикарные драки на улицах Нью-Йорка, а та самая тема, которой я с упоением посвятила шесть абзацев данной рецензии, :)) − тема выбора Пути и принятия себя. Вот этим, а не драками и пролётами вдоль небоскрёбов ценен «Человек-Паук – 2». Вот поэтому я уже дважды его пересмотрела и, уверена, буду с удовольствием пересматривать в будущем. И поэтому ставлю фильму хорошую твёрдую пятёрку. :)

Оценка: ★★★★★

>> Вернуться к списку фильмов.

Форма входа
Поиск
Друзья сайта