>> Вернуться к списку фильмов.
Оригинальное название: Emma.
Жанр: ироническая мелодрама.
Страна, компания и год выпуска: Великобритания-США, Miramax, 1996 год.
Режиссёр: Дуглас МакГрат.
Сценарий: Дуглас МакГрат, Джейн Остин.
В ролях: Гвинет Пэлтроу, Джереми Нортем, Эван МакГрегор, Тони Колетт и др.
Мировая премьера: 7 июня 1996 года.
Российская премьера: дата, увы, не известна.
Продолжительность: 121 минута.
Сюжет: Эмма Вудхаус богата, красива, умна и уверена в себе, а также настолько самодостаточна, что собирается никогда не выходить замуж... что, впрочем, нисколько не мешает ей заниматься устройством личного счастья своих близких друзей. Несмотря на то, что сваха из неё ужасная, Эмма абсолютно убеждена в том, что обладает истинным даром соединять сердца. Но добрый друг семейства Вудхаусов мистер Найтли считает обратное и не одобряет такого поведения. Кто же из них окажется прав и чего будет стоить эта правота окружающим, иллюстрирует фильм.
После «Эммы» с Кейл Бекинсейт мне было вдвойне интересно посмотреть вторую версию фильма − с Гвинет Пэлтроу. Первая экранизация мне понравилась, хотя и не вызвала ту бурю восторга, которая царит по поводу неё на кинофорумах. Стало любопытно: сможет ли вторая превзойти или хотя бы сравниться с ней, окажется ли она просто красивой иллюстрацией к роману или привнесёт новую, живую струю в знакомое мне уже вдоль и поперёк произведение. Что ж, могу сказать, что этот фильм меня не только не разочаровал, но и просто – очаровал. :) Приступая к просмотру, я и подумать не могла, что почти на два часа с головой погружусь в удивительно яркий, светлый и почти сказочный мир Эммы Вудхаус, что смогу до такой степени забыть о времени и реальности. И уж, конечно, не думала, что эта версия настолько мне понравится.
Теперь, когда обе рецензии готовы, можно раскрыть «интригу» и честно признаться, что версия с Гвинет Пэлтроу мне безумно понравилась. :) Несмотря на то, что многие довольно важные для понимания сюжета моменты были безжалостно выброшены. Несмотря на некоторую весёлую, но откровенную «отсебятину» [как повозка Эммы, застрявшая посреди размытой дороги]. Несмотря даже на урезанную до невозможности линию Фрэнк Черчилль / Джейн Фэйрфакс и некоторую её неубедительность. Всё равно мне очень понравился этот фильм.
Сначала я не могла понять, чем именно, ведь здесь, кажется, практически всё в той или иной степени отступает от «канона»: и Эмма неканонично яркая блондинка, и Гарриет обладает такой внушительной комплекцией, что легко сможет остановить коня на скаку, и мистер Найтли выглядит гораздо моложе положенных ему по сюжету лет… отступления от первоисточника можно перечислять очень долго. Но вот странно! Все эти отступления нисколько фильм не портят – совсем наоборот, как будто дарят свежий взгляд на персонажей, позволяют зрителю посмотреть на них под неожиданным углом. И, что ещё удивительней, они-то как раз и передают [при том блестяще] дух романа, его настроение и ощущения, которые испытываешь при его чтении. И это – самое главное! Экранизация с Бекинсейл серьёзная и вдумчивая, экранизация с Пэлтроу – веселая, лёгкая и действительно ироничная – точно как роман-первоисточник. И если при просмотре первой версии я лишь иногда улыбалась, то на второй местами хохотала просто до слёз.
В этой версии создатели, в противовес предыдущей, сделали основной упор не на мораль, а как раз на иронию. И не прогадали. Превосходно высмеяв все ошибки горе-свахи Эммы, они наглядно проиллюстрировали, к чему приводит неуёмная самоуверенность и попытки выдавать желаемое за действительное – причём без всяких долгих размышлений и нравоучительных диалогов, практически на одних только примерах: вот героиня делает то-то – и вот, что из этого получается. Таким образом мораль присутствует, но неявно. Она тщательно и [на мой взгляд] грамотно скрыта за действием, чудесной музыкой и красивой картинкой.
На картинке и музыке стоит остановиться подробней. Знаете, я ничуть не удивляюсь, что данная «Эмма» получила Оскар за лучший оригинальный саундтрек. Музыка здесь просто великолепна и настолько гармонична, что её долгое время не отделяешь от фильма в целом. Лишь иногда, когда начинают звучать особенно красивые мотивы, невольно заслушиваешься и возникает горячее желание пойти и скачать все эти треки, чтобы потом прослушивать их унылыми осенними вечерами и мечтать о чём-нибудь прекрасном и возвышенном. :) От музыки не отстаёт изображение. Как я уже писала выше, «Эмма» с Гвинет Пэлтроу – очень красивый, яркий и какой-то… праздничный фильм. От него веет радостью и лёгкостью. В отличие от версии с Бекинсейл, действие почти всё время происходит в ясные, солнечные дни, зелень вокруг яркая и сочная, всё цветёт и пестреет, интерьеры благородно белеют мрамором и блестят серебром и позолотой, наряды у дам восхищают лёгкостью и элегантностью. Словом, если проводить аналогию с книгами, то версия с Бекинсейл – это строгий, но уже изрядно потрёпанный фолиант, тогда как версия с Пэлтроу – только что вышедший из печати лёгкий бестселлер с золотым тиснением и глянцевой обложкой. И это не хорошо и не плохо. :) Просто фильмы, как я уже говорила, совершенно разные и сравнивать их очень трудно.
И, пожалуй, то единственное, в чём «глянцевая» «Эмма» сильно проигрывает своей «строгой сестре» – это невероятно укороченная и не слишком убедительная линия отношений Фрэнка Черчилля и Джейн Фэйрфакс. Нет, Эван МакГрегор и Поли Уокер справились отлично и раскрыли образы своих героев настолько полно, насколько им это позволило отведённое экранное время, но, видимо, сценаристы и режиссёр решили, что их линия не так важна, и сократили её до самого минимума: меньше уже нельзя, иначе их присутствие в кадре будет вообще не понятно. Вследствие чего завершение этой линии кажется странным и нелогичным. И особенно жаль, что создатели фильма выбросили момент с «объяснительным» письмом Фрэнка и вообще никак не показали его примирение с Эммой. Да, парень, конечно, легкомысленный эгоист, но ведь он – отнюдь не злодей, которому доставляет удовольствие всех дурачить. К сожалению, по фильму этого не видно. :(
Все же остальные отступления от «канона» не только не раздражали, но и были очень милыми. Даже «гром-баба» Тони Колетт в роли Гарриет смотрелась вполне гармонично: глядя на неё не возникает никаких сомнений, что на ферме ей самое место. :)) Мистер Элтон из этой версии так вообще однозначно переиграл Элтона из версии с Бекинсейл – нереально харизматичный персонаж, полностью соответствующий «книжному». Ещё стоит отметить Софи Томпсон в роли мисс Бейтс – браво! Вот в этой экранизации характер данной героини раскрыт во всей красе, и наконец-то становится понятным раздражение Эммы, которое впоследствии вылилось в неосторожное колкое слово. [Та самая знаменитая сцена на пикнике].
И наконец переходим к двум главным героям истории. Гвинет Пэлтроу я видела только в «Осторожно, двери закрываются!» и «Железном человеке». Т.к. оба фильма совершенно разные, в моём сознании эта актриса как-то не связалась ни с одним конкретным образом, поэтому при взгляде на её Эмму у меня изначально не всплывало совершенно никаких ассоциаций. :) Я видела именно Эмму, даже несмотря на то, что, читая роман, представляла её брюнеткой. :)) И, знаете, после этой экранизации я прониклась к Гвинет большим уважением. Действительно Актриса – с большой буквы. 100%-ное попадание в образ, созданный Остин. Милая, добрая, улыбчивая, утончённая и аристократичная, она в этой роли смотрится гораздо выигрышней Бекинсейл. Несмотря на все её оплошности, эту Эмму не хочется стукнуть, максимум – покачать головой. [«Вот глупышка!»]. Ей хочется сопереживать, хочется, чтобы она перестала наконец мерить на себя роль купидона, огляделась вокруг и увидела, куда ведёт её тщеславие. Ведь девочка-то просто чудо! Сцена в доме бедняков прекрасно раскрывает её доброту, а её искреннее участие к судьбе Гарриет и [в частности] её покаянный разговор с подругой у камина однозначно показывает её не как заносчивую аристократку, а как просто ещё очень молодую и неопытную девушку, которая хочет как лучше, а получается… как всегда. :) Собственно это и хотела, как мне кажется, показать в своём романе Джейн Остин. Так что, мои аплодисменты Гвинет Пэлтроу за превосходно переданный образ Эммы.
Ну а теперь главное… Ах какой мистер Найтли!!! ♥ X))) Ребята, я в восхищении! Конечно, Марк Стронг тоже смотрелся в этой роли неплохо, но Джереми Нортем обошёл его по очень многим статьям. Во-первых, конечно, внешностью, хотя это не так важно. Во-вторых, рассудительностью. Несмотря на то, что на «каноничные» 37 лет он явно не тянул, Нортем сумел великолепно сыграть старшего товарища Эммы – именно старшего, пусть и не на 16 лет, но, всё же, ощутимо. Его словам и действиям веришь. И понимаешь, почему Эмма к нему прислушивается. В-третьих, Нортем изумительно подал характер «книжного» мистера Найтли. И я могу смело утверждать: так же как Колин Фёрт – лучший мистер Дарси всех времён и народов, так же Джереми Нортем – лучший мистер Найтли. :) Его мимика и взгляды – это же чудо, что такое! Особенно взгляды. В них нет безапелляционной твёрдости Стронга, зато море загадки, нежности [когда он наблюдает за Эммой], лёгкой укоризны и печали [когда она совершает очередную ошибку] и, что на мой взгляд самое важное, живости. Ведь по книге мистер Найтли – человек отнюдь не замкнутый, а живой, в меру добродушный и общительный. И всё это Нортему отлично удалось передать. Его герой действительно живой. Даже злость его не холодная и жёсткая, как у Стронга, а открытая и горячая. Поэтому здесь я аплодирую стоя – Джереми Нортему за потрясающего мистера Найтли, в которого трудно не влюбиться.
Также мои аплодисменты за главную любовную линию и то самое пресловутое «электричество», которое просто обязано присутствовать в фильмах подобного жанра. Если TV-версия с Бекинсейл в этом плане очень строгая и чопорная, то в версии с Пэлтроу «электричество» между героями видно невооружённым глазом даже тогда, когда до истинного понимания своих чувств им ещё далеко. Задумчиво-нежные, иногда с лёгким укором взгляды мистера Найтли. То, какой искренней радостью вспыхивали глаза Эммы, когда он появлялся в поле зрения. Его постоянная манера наблюдать за ней, а её – подходить к нему по поводу и без повода [подсознательная тяга быть ближе]. Всё это, словно кусочки мозаики, создаёт неповторимую картину красивого и глубокого чувства, которое присутствует с самого начала, но понять которое героям придётся только после череды сомнений и испытаний. Как мне кажется, именно благодаря замечательной игре Пэлтроу и Нортема в итоге получилась прекрасная романтическая сказка, в которую так хочется верить.
И последние аплодисменты режиссёру за «плюшечки» в виде закадрового голоса [самый «смак» в том, кому он принадлежит – это выяснится в самом конце] и первого совместного танца Эммы с мистером Найтли. За танец мне хотелось поаплодировать стоя вторично. X) Для не-фаната в нём, кажется, нет ничего особенного, но те, кто «в теме», кто любит творчество Джейн Остин и кто знает наизусть «Гордость и предубеждение» 1995-го года, тот с радостью обнаружит, что Эмма и мистер Найтли танцевали под тот самый полонез и ту самую музыку [!!!], под которую в упомянутом сериале танцевали впервые Элизабет и мистер Дарси. Не знаю, у кого как, а вот лично у меня это наблюдение вызвало бурю восторга. X) И прибавило ещё один положительный штрих картине.
Словом, я считаю эту версию «Эммы» отличной экранизацией, очень точно отразившей дух романа и характеры персонажей. И в моём личном рейтинге, она, конечно, выше версии с Кейт Бекинсейл. Поэтому…
Оценка: ★★★★★