>> Вернуться к списку фильмов.
Оригинальное название: Emma.
Жанр: ироническая мелодрама.
Страна, компания и год выпуска: Великобритания, A&E, 1996 год.
Режиссёр: Дьярмуид Лоуренс.
Сценарий: Эндрю Дэвис, Джейн Остин.
В ролях: Кейт Бекинсейл, Бернард Хемптон, Марк Стронг, Саманта Мортон и др.
Мировая премьера: 24 ноября 1996 года.
Российская премьера: дата, увы, не известна.
Продолжительность: 107 минут.
Сюжет: Эмма Вудхаус богата, красива, умна и уверена в себе, а также настолько самодостаточна, что собирается никогда не выходить замуж... что, впрочем, нисколько не мешает ей заниматься устройством личного счастья своих близких друзей. Несмотря на то, что сваха из неё ужасная, Эмма абсолютно убеждена в том, что обладает истинным даром соединять сердца. Но добрый друг семейства Вудхаусов мистер Найтли считает обратное и не одобряет такого поведения. Кто же из них окажется прав и чего будет стоить эта правота окружающим, иллюстрирует фильм.
90-тые годы были богаты на хорошие экранизации по произведениям Джейн Остин. Так 1995-тый год подарил нам блистательный сериал «Гордость и предубеждение» и прекрасную киноверсию «Разума и чувств», а буквально в следующем году вышли аж две экранизации по другому её известному роману — «Эмма». Мнения общественности по поводу этих двух фильмов разделились настолько, что я просто не могла не посмотреть оба с тем, чтобы составить собственное впечатление и выбрать для себя лучший. Сразу скажу, что сделать это оказалось ох как непросто, поскольку фильмы сняты совершенно в разных стилях и с разным настроением, оба по-своему хороши и оба, увы, не лишены недочётов. Чтобы не раскрывать заранее «интригу», пока не буду говорить, какой же из них мне понравился больше, а попытаюсь изложить впечатления о том, что был просмотрен первым — с Кейт Бекинсейл.
Я очень люблю сценарии Эндрю Дэвиса за трепетное отношение к первоисточнику. Он — один из немногих, кто умеет сохранить и мастерски передать все ключевые моменты произведения и при этом привнести в сюжет что-то новое, что нисколько не выбивается из действия, а только дополняет его и позволяет лучше раскрыть характеры и мотивы героев. Кроме того, он умеет добавить в сценарий динамику, которой временами не хватает произведениям Остин. Надо сказать, «Эмма» — книга очень неспешная и… тонко нюансированная [да, пожалуй, так]. Характеры героев раскрываются в ней вследствие многочисленных диалогов и размышлений, которые просто невозможно — да и не нужно — дословно воспроизводить в фильме: зритель заскучает. Поэтому в обеих экранизациях некоторые моменты романа либо упущены, либо склеены между собой, но это совершенно не портит впечатления. Однако, если, всё же, привязываться к сюжетной точности, то экранизация с Бекинсейл будет, пожалуй, немного ближе к первоисточнику. За что ей несомненный плюс.
Ещё один плюс за очаровательные вставки в виде снов Эммы и картин, которые рисует её богатое воображение. Стиль Дэвиса узнаётся «с полпинка», но фильм от присутствия этих вставок очень выигрывает и буквально за полминуты открывает зрителю все тайные мысли, страхи и желания главной героини. Мне кажется, не будь их, образ Эммы вышел бы чересчур сухим. Концепция этой экранизации и так построена на сдержанности, здесь огромную роль играет мораль — сдвиг в характере героев. А, между тем, Эмма ведь — совсем юная девушка, живая и беззаботная, со свойственным её молодости максимализмом и духом противоречия. У Бекинсейл же она вышла очень сдержанной и рассудительной, хоть немного избалованной и своевольной. Но живости в ней, увы, было немного, поэтому картинки из её воображения пришлись как нельзя кстати, оживили персонаж и придали ему очарования.
Вообще образ, созданный Бекинсейл для Эммы — очень непростой и по-своему прелестный. Конечно, как я упоминала раньше, живости ей здорово недоставало, но зато всё остальное на высоте. И, несмотря на то, что при чтении романа я представляла героиню немного не такой, её Эмма покорила меня элегантностью, умом [в который веришь сразу — стоит только посмотреть в эти загадочные тёмные глаза] и большой внутренней силой, которая чувствуется во всём: в интонации, в движениях, во взгляде. Привыкшая видеть Кейт Бекинсейл в фантастических боевиках, я была приятно поражена тем, как удивительно она преобразилась в этом фильме. Уже через минуту после её появления на экране, у меня исчезли навязчивые ассоциации с «Другим миром», и я просто любовалась воплощением одного из моих самых любимых образов в литературе.
Единственное, что немного меня огорчило — то, как слабо и почти незаметно раскрыта доброта Эммы. Несмотря на избалованность и даже некоторое высокомерие, мисс Вудхаус была очень доброй девушкой, искренне желала друзьям счастья и не менее искренне считала, что способна им это счастье принести, сочувствовала беднякам и по собственной охоте помогала им. Здесь же тема её доброты проходит как-то вскользь, на ней не сделан акцент, и перед зрителем худшие качества Эммы предстают куда ярче её лучших качеств. И если в романе к ней, несмотря на её самоуверенное поведение, волей-неволей проникаешься симпатией, то в этом фильме её частенько хочется стукнуть. :)) …Сильно. Чтобы не задирала нос и не лезла, куда не просят.
Собственно, этим [только выражаясь фигурально] и занимается второй ключевой персонаж истории — мистер Найтли. И тут меня ждало очередное приятное удивление. Марк Стронг, чей «светлый образ» с недавних пор начал стойко ассоциироваться у меня со всевозможным злодейством, предстал в необычном и очень приятном амплуа истинного джентльмена: статного, твёрдого, основательного и неколебимо-надёжного как скала. Конечно, когда я читала книгу, то, опять же, видела Джорджа Найтли несколько другим: не таким серьёзным, не таким суровым, чуть более весёлым, живым и ироничным. Но у Стронга, тем не менее, получился отличный мистер Найтли, превосходно вписывающийся именно в данную конкретную экранизацию.
Во-первых, как я уже говорила, он производит впечатление невероятной надёжности. С таким любая, даже очень самостоятельная девушка, почувствует себя нежным цветком, требующим защиты и наставлений. Во-вторых, он действительно производит впечатление мужчины намного старше Эммы, и от этого экранизация тоже только выигрывает. Становится понятно, почему мисс Вудхаус так прислушивается к нему, так дорожит его мнением. [Дружба дружбой, но и про «возрастной» авторитет забывать нельзя]. Ну и, в-третьих, в нём чувствуется та самая пресловутая «порода», которая совсем недавно так восхищала меня в герое Колина Фёрта. Осанка, походка, взгляд — Стронг в этом плане — истинный джентльмен тех времён.
Словом, оба ключевых персонажа переданы, может быть, и не совсем «канонично», но, тем не менее, прекрасно. То же касается и остальных. И тут мне бы хотелось отдельно отметить Саманту Мортон в роли Гарриет Смит. Это просто чудо какое-то! В самом положительном смысле. Стопроцентное [на мой взгляд] попадание в образ наивной, бесхитростной, недалёкой и очень подвластной чужому влиянию девушки. Роль сыграна превосходно — ровно так, как нужно: когда на экране для зрителя живёт только образ, а не актёр. Изумительно передано простодушие и безмерное, неподдельное восхищение Эммой. Образ, созданный Мортон, вышел практически один-в-один с книжным и не вызвал у меня ни малейшего диссонанса. То же касается и героини Люси Робинсон — миссис Элтон, которую с первого же появления хотелось стукнуть ещё сильнее, чем Эмму. :)) Высокомерная, вульгарная, с полным отсутствием такта — ещё одно точное попадание в «канон».
А вот мисс Бейтс и Джейн Фэйрфакс немного разочаровали. :( Мисс Бейтс вовсе не производит впечатления болтушки, у которой «язык, что помело»; скорее, она просто чрезмерно общительная и простая женщина. [Тем более, кстати, не понятен смысл обиды, нанесённой ей Эммой на пикнике]. Она не вызывала улыбки и не раздражала временами, как следует по сюжету. Иногда вообще возникает вопрос: а в чём смысл этого персонажа? То же касается и Джейн Фэйрфакс. В романе ей уделено достаточное количество времени, там видна более-менее её сущность и смысл. Здесь же она как функция — для логического завершения одной из любовных линий, не более. И очень жаль, что ничего блестящего и совершенного я в ней не увидела. Даже обидно немного, что такая невыразительная личность досталась в итоге очень обаятельному и жизнерадостному юноше [хоть и гад он, конечно первостатейный — юноша этот].
Но в целом все актёры добросовестно справились со своей задачей и хорошо передали образы героев Остин. Каждый из них на своём месте и каждый отлично вписывается в стиль и в данную трактовку романа. Кстати, о стиле и трактовке. Ещё в самом начале рецензии я писала, что стилистика этой экранизации кардинально отличается от версии с Гвинет Пэлтроу. Здесь упор сделан на мораль и на изменения в характере Эммы. Попадая в неловкие [а часто едва ли не катастрофические] ситуации, героиня постепенно теряет чрезмерную самоуверенность, начинает признавать ошибки, становится мудрее и великодушнее. Эволюция её души раскрыта плавно, точно и до конца.
Разумеется, для того, чтобы сделать акцент именно на этом, создателям фильма пришлось пожертвовать некоторыми визуальными составляющими. Поэтому, как мне кажется, почти все действия происходят в серую, пасмурную погоду, наряды девушек простые и немного тусклые, а сцены в помещениях — вообще откровенно тёмные и мрачноватые. Пожалуй, картинка — единственное, что здорово расстроило меня в этой экранизации. По сравнению с яркой, сочной и праздничной голливудской версией, здешняя визуализация оставляет желать лучшего. Да и вообще, даже если абстрагироваться от «картинки» и анализировать фильм в целом, «Эмма» с Бекинсейл — более серьёзна, более… формальна. Она настраивает на размышления, на лирический лад, на философию, но не развлекает, не вызывает частую улыбку, как положено иронической мелодраме. К сожалению, в фильме нет той лёгкости и озорства, который неизменно присутствовал в каждой главе романа. Несмотря на подробнейшее следование сюжету, очень близкую историческую достоверность и превосходную игру актёров, в этой экранизации немного «подвыветрился» дух произведений Остин, её игривость и остроумие. Поэтому…
Оценка: ★★★★