>> Вернуться к списку фильмов.
Жанр: пост-апокалиптическая драма с элементами триллера.
Страна, компания и год выпуска: США, Lionsgate, 2012 год.
Режиссёр: Гэри Росс.
Сценарий: Сьюзен Коллинз, Гэри Росс, Билли Рэй.
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Вуди Харрельсон и др.
Роли дублировали: Наталья Грачёва, Евгений Вальц, Григорий Калинин и др.
Мировая премьера: 12 марта 2012 года.
Российская премьера: 22 марта 2012 года.
Продолжительность: 142 минуты.
Пожалуй, для полноты картины, эту рецензию следует начать с истории моего знакомства с «Голодными Играми». :) Даже к некоторому стыду признаюсь: в 2012-том году этот фильм не только прошёл мимо меня, но и даже вызвал небольшое неприятие. Почему-то в последнее время я настороженно отношусь к блокбастерам, вокруг которых на кинофорумах бушуют страсти. Да и как-то не сложилось у меня с антиутопиями. Но в течение довольно продолжительного времени одна моя подруга так «вкусно» их описывала и так искренне ими восхищалась, что в конце концов я не выдержала и решилась посмотреть. …И пропала. :)) С первых же кадров я поняла, что влипла по уши, если не по самую макушку. А уж когда прочла первоисточник, вызвавший ещё большую бурю эмоций, поняла, что теперь в списке нежно и трепетно любимых мною миров, наряду со Средиземьем, Хогвартсом и Англией XVIII века, появился тоталитарный Панем с его жестоким режимом и нечаянными героями.
Слово «нечаянный» я употребила здесь не случайно. Главная героиня – Кэтнисс, при всей её храбрости, сообразительности и колоссальной силе духа, натура отнюдь не альтруистическая. Её поступками движет исключительно желание спасти собственную шкуру и шкуру горячо любимой сестры. Сражаясь за жизнь на Арене, она меньше всего думает о том, как выглядят её действия со стороны, и уж точно не подозревает, что для кого-то они станут примером мужества и готовности бросить вызов произволу Капитолия. Даже Питу она помогает больше для себя: чтобы, вернувшись домой, не стыдно было посмотреть в глаза соседям. И уже одним этим «Голодные Игры» выгодно отличаются от подавляющего большинства историй, где, что ни герой – то непременно рыцарь без страха и упрёка, которого только и заботит спасение мира. :)) Пит в этом плане чуть более тривиален: его действия подчинены спасению любимой девушки и попыткам не потерять себя в кровавой бойне, но и он вряд ли думает о зрителях и о том, какое впечатление эти попытки производят на забитых, живущих в вечном страхе жителей дистриктов.
А, между тем, своим нестандартным поведением оба они понемногу пробуждают в душах полузабытое чувство гордости и собственного достоинства. Нечаянными примерами стойкости, смелости и человечности они будто возвращают понимание: вы – люди, а не скот, вы тоже способны пойти наперекор воле Капитолия, повернуть его «игры» по-своему, навязать собственные правила и заставить его им следовать. Всё, что нужно – это решимость. Ну и некоторая доля хитрости, конечно. :) И, всего лишь пытаясь не сгореть в адском горниле «Голодных Игр», Кэтнисс и Пит, не ведая о том и ничего подобного не желая, провоцируют начало народных волнений… которым, впрочем, в полную силу предстоит разгореться только в следующих частях франшизы.
Но этот фильм покорил меня не только и не столько этой хитрой [и по большей части нечаянной] игрой против власти Капитолия, сколько множеством ярких контрастов. Блеск и неестественные краски столицы противопоставлены убогой серости дистриктов. Кровь, боль и отчаяние трибутов на Арене кажутся ещё острее при виде пёстро одетых, сытых и весёлых капитолийских детишек, которым никогда не придётся узнать, что такое голод и Жатва. Холодное спокойствие на лице президента Сноу резко контрастирует с искажённым от горя и слёз лицом Кэтнисс, едва не сломленной очередной утратой. А ещё – насколько огромна разница в восприятии у трибутов и зрителей. Для одних происходящее – не более чем увлекательное шоу, в котором игроки – всего лишь пешки, для других же – страшная реальность, в которой ежечасно приходится сражаться за жизнь и переступать через свои внутренние установки. Хладнокровие, с которым капитолийские толпы смотрят на смерть детей и подростков, потрясает до глубины души. И к финалу прямо-таки чешутся руки передавить к Хаосу всю эту пёструю братию вместе с распорядителями, для которых это – и впрямь игра, аналогичная компьютерной; только здесь всё ещё острее, поскольку влияешь не на цифровых персонажей, а на живых людей.
Но, разумеется, «Голодные Игры» могли бы произвести совсем иное впечатление, не будь задействован в них блестящий актёрский состав. Дженнифер Лоуренс и Джош Хатчерсон просто великолепны! Обладательница Оскара [это в её-то годы!] Джен создала, на мой взгляд, просто идеальный образ Кэтнисс. Я почти уверена, что, прочитай я первоисточник до просмотра фильма, я всё равно представляла бы главную героиню романа именно такой. Смелая, волевая, сильная, немногословная, будто слегка окаменелая из-за своей замкнутости, она не может не вызывать восхищение. Такую девушку не зазорно полюбить без памяти. Что же касается Пита – тут попадание даже не сто-, а двухсотпроцентное! :) Аплодирую стоя человеку, проводившему кастинг: Джош – абсолютный Пит: кажется, просто невозможно выбрать точнее. Раньше я видела его только в фильме «Мост в Терабитию», и уже там, несмотря на довольно невзрачную внешность, мне он очень понравился. Теперь же годы прошли, Хатчерсон повзрослел, возмужал и стал не только гораздо симпатичнее, но и опытней в профессиональном плане. Его Пит настолько милый и обаятельный, настолько добрый и мудрый, что ему сочувствуешь острее всех. И в книге, и в фильме Пит Мелларк – настоящий человек. Не боец. Не охотник. Но человек. Его идеалы настолько устойчивы, он настолько им верен, что под конец его начинаешь уважать едва ли не сильнее Кэтнисс.
Отдельно хочется отметить замечательного Вуди Харрельсона – исполнителя роли Хэймитча Эбернети. Конечно, во время чтения романа я почему-то упорно представляла ментором Кэтнисс и Пита кого-то вроде Роберта Дауни Младшего, но и Харрельсон смотрелся в этой роли весьма и весьма гармонично. :) Представленный в начале как не просыхающий мерзавец, он постепенно меняется к лучшему в глазах зрителей, а в конце так и вовсе начинаешь ему сочувствовать и понимать, что не от хорошей жизни он не расстаётся с виски. И эта метаморфоза удалась Вуди Харрельсону отлично. Ну и, конечно, нельзя не сказать о Ленни Кравитце, который меня приятно удивил. Не ожидала, что из него получится такой обаятельный Цинна. Несмотря на то, что герой Кравитца в два раза младше его самого, диссонанса вообще не чувствуется. Возможно, в книге образ стилиста Кэтнисс нарисован несколько по-иному, но Ленни в этой роли выглядит превосходно. Спокойный взгляд умных глаз, уверенность, сквозящая в каждом движении, негромкий голос – это действительно Цинна. Если уж не внешне, то по складу характера.
Остальные актёры тоже сыграли на уровне. Понравился Стэнли Туччи в роли ведущего шоу Цезаря Фликкермена. Лиам Хэмсворт [Гейл] тоже отыграл вполне хорошо, хотя вот в нём я почему-то несколько сомневалась. А вот Дональд Сазерленд произвёл двоякое впечатление. Пока я не читала первоисточник, он казался мне подходящим для роли президента Сноу. Но стоило прочесть трилогию, и всё. Я перестала его воспринимать. :( Сазерленд с его благообразной внешностью и довольно приличным ростом ну никак не тянул на «тщедушного коротышку» с «пухлыми губами». Впрочем, это обстоятельство – такая капля в море по сравнению с положительным остальным, что ни в коей степени не способно повлиять на мою решающую оценку.
Осталось добавить совсем немного. «Трясущаяся камера» в начале фильма, которую не обругал на кинофорумах только ленивый, лично меня нисколько не напрягала. Даже наоборот, помогала создавать необходимое напряжение и эффект присутствия. Спецэффекты, хоть и не столь впечатляющие, какими они могли бы быть при достаточном бюджете, тоже нареканий не вызвали. Разве что уже при повторном просмотре, после прочтения книги, немного опечалили волки-переродки. :( Всё-таки зря создатели фильма здесь отступили от первоисточника и не сделали их «поразительно похожими» на погибших трибутов. Это прибавило бы финалу Игр ещё большую остроту и драматизм, а у зрителей вызвало бы ещё более стойкое отвращение к властям Панема. Например, у меня при прочтении этого момента, признаться, мурашки пробегали по коже. В фильме же эта сцена особой жути не вызывала.
Но это – тоже мелочь, которая теряется на фоне прочего, выполненного блестяще. И последним штрихом, заставившим меня прочно и пламенно полюбить этот фильм, стал восхитительной красоты саундтрек, созданный талантливым композитором Джеймсом Ньютоном Ховардом. Отдельные дорожки я уже бессовестно стащила себе в коллекцию. X) А тема «Rue’s Farewell» стала одной из моих любимейших инструментальных композиций. Ну и «Safe and Sound» в исполнении Тейлор Свифт тоже берёт за душу и долго не отпускает. [До сих пор руки чешутся подобрать её на гитаре].
Напоследок же хочу рассказать о, пожалуй, самом забавном в моём знакомстве с «Голодными Играми». :) После первого просмотра фильма я долгое время пребывала в полной уверенности махрового happy-end’a и нисколько не сомневалась, что после всего пережитого Кэтнисс и Пит действительно прониклись друг к другу глубокими чувствами и остались вместе. Каково же было моё удивление после прочтения первой книги трилогии! :)) Оказалось, что я поняла концовку совершенно не так и что если рассматривать всё происходящее через призму реальной мотивации главной героини, то получится едва ли не другой фильм. Самое забавное, что этот «другой» понравился мне не меньше, но вот осталось ощущение, что Росс – обманщик. :)) Обвёл не читавших зрителей вокруг пальца.
Как бы то ни было, «Голодные Игры» – отличный фильм, заставляющий задуматься и вызывающий сильные чувства. Хотя бы один раз его обязательно стоит посмотреть. Что же до меня, я уже пересмотрела его трижды и более чем уверена – это не конец. :)))
Оценка: ★★★★★
P.S. Автор выражает благодарность собственной дочери [aka Вундер-Кот] за крепкий сон в ночи на 18, 19 и 20 ноября. :)))