>> Вернуться к списку фильмов.
Оригинальное название: The Hunger Games : Catching Fire.
Жанр: пост-апокалиптическая драма с элементами триллера.
Страна, компания и год выпуска: США, Lionsgate, 2013 год.
Режиссёр: Френсис Лоуренс.
Сценарий: Сьюзен Коллинз, Саймон Бофой, Майкл Арндт.
Композитор: Джеймс Ньютон Ховард.
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Вуди Харрельсон и др.
Роли дублировали: Наталья Грачёва, Евгений Вальц, Григорий Калинин и др.
Мировая премьера: 11 ноября 2013 года.
Российская премьера: 21 ноября 2013 года.
Продолжительность: 146 минут.
Сюжет:Победив в безжалостных Голодных Играх, Кэтнисс и Пит возвращаются домой. Казалось бы, теперь их беды должны закончиться и всё должно вернуться на свои места. Однако, Игры изменили их обоих и серьёзно повлияли на их психику и мировосприятие. Кроме того, их хитрый фокус в финале и отказ играть по навязанным правилам вызывает волнения в дистриктах, которые восприняли попытку Кэтнисс спасти себя и товарища как открытый акт неповиновения. Сама того не зная и не желая, Кэтнисс становится символом сопротивления режиму Капитолия. И, чтобы как-то утихомирить народные волнения, президент Сноу решает в первую очередь использовать её как своего рода информационное оружие. Во время Тура Победителей Кэтнисс и Пит должны сделать всё возможное и невозможное, чтобы смирить гнев людей: переступить через собственные убеждения и призывать к слепому подчинению власти, стать послушными марионетками в руках правительства и в каждом дистрикте прославлять щедрость и милосердие Капитолия. А главное – изображать на камеру безумную любовь, чтобы их выходка на Играх перестала казаться призывом к бунту. Цена за ложь – жизнь их родных.
Однако, несмотря на все старания, каждое их выступление только подливает масло в огонь. К концу Тура в отдельных дистриктах едва не вспыхивают открытые мятежи. И президент Сноу вместе с новым распорядителем Голодных Игр – Плутархом Хэвенсби решает избавиться от Кэтнисс – символа восстания, а заодно и от половины победителей прошлых лет, которые могут также представлять опасность из-за своей неприкосновенности и финансовой независимости. Для этого избран поистине блестящий способ: в будущих 75-тых Голодных Играх [Третьей Квартальной Бойне] Жатва проводится из уже существующих победителей. И поскольку в Дистрикте-12 таких победителей только трое, Кэтнисс вынуждена вернуться на Арену, где теперь ей предстоит столкнуться с опытными бойцами…
После поразившей меня до глубины души первой части саги, я, конечно, не могла не ждать вторую. Больше того. Я не просто ждала – считала дни до премьеры. Впервые за много месяцев. За неделю до премьеры ходила в предвкушении, а 21-го ноября порхала как бабочка и, казалось, ничто на свете не сможет в этот день испортить мне настроение. В кинотеатр не шла – летела, а в кресло садилась без преувеличения с замиранием сердца. Такие чувства я испытывала лишь один единственный раз: когда попала на первый фильм «Властелина Колец». Ни до, ни после ничего подобного со мной уже не случалось. Даже на финальной части «Гарри Поттера». :) И вот наконец свет погас и логотип Lionsgate возвестил о том, что долгожданное чудо началось.
И это действительно было чудо. Всё, буквально всё, что я представляла себе в воображении, когда читала книгу, каким-то волшебным, невероятным образом ожило на экране! Дистрикт-12, Котёл, новый Тренировочный Центр в Капитолии и Арена – всё это было настолько созвучно моим собственным представлениям, что с каждым новым кадром в душе поднимался всё больший восторг. Разумеется, не обошлось без недочётов [временами даже довольно серьёзных], но уже спустя пару дней после просмотра я поняла: это чувство вызвано тем, что я читала первоисточник. Блестяще, дословно и полностью воспроизвести книгу на экране пока удалось единицам и, увы, Фрэнсис Лоуренс к ним не относится. Но, тем не менее, вторая часть франшизы вышла великолепной, а в сравнении с предшественницей она ещё и куда более яркая, зрелищная и динамичная.
«В Играх никто не побеждает. Есть выжившие. Победителей нет».
Я совершенно искренне не понимаю, за что читатели и даже [что удивительно!] поклонники саги так не любят вторую книгу, считая её самой нудной и не интересной. По-моему, как раз она помогает осуществить плавный сюжетный переход от прессинга тоталитарного государства к недовольству народа и, наконец, к открытому и повсеместному восстанию. Именно в ней раскрываются основные мотивы действующих лиц и идёт становление характеров не только главных героев, но и таких второстепенных персонажей как, например, Прим. Именно здесь закладываются кирпичики будущих взаимоотношений между персонажами, а читатель приходит к более глубокому их пониманию.
К моему огромному удовольствию, создателям фильма удалось передать всё это и на экране. Само начало уже завораживает. Мы видим Кэтнисс дома, среди родных лесов и озёр. Но счастлива ли она? Да, теперь ей не приходится голодать и ходить в обносках, но ночью её терзают кошмары, да и днём нет покоя от старых «демонов». Первая же сцена на охоте ясно даёт зрителю понять, что такое победитель Голодных Игр. Это – страшная моральная травма на всю жизнь, от которой вряд ли когда-нибудь можно оправиться. А когда тебе и твоим близким, даже после выхода с Арены, постоянно угрожает опасность, тут и взрослый человек не всегда выдержит, что уж говорить о совсем юной девушке. Именно поэтому Хэймитч пьёт, не просыхая, и, когда его пытаются разбудить, вскакивает с ножом в руке. Именно поэтому Пит спит с открытыми глазами. Именно поэтому Вайресс постоянно обрывает свою речь на полуслове и уходит в себя, Джоанна Мэйсон становится прожжённым циником, а победители из Дистрикта-6 ищут спасение в наркотическом бреду.
В Голодных Играх нет победителей. Есть люди, чудом спасшиеся, прошедшие по трупам и переступившие через свои внутренние убеждения. Но они – не победители. Они – послушное орудие власти, призванное показать жителям дистриктов их место. Ещё большие рабы, живущие в вечном страхе за родных и друзей. В Играх есть только один победитель. И это – Капитолий.
«Да проживи ты хоть сто лет, а и тогда не заслужишь такого парня!»
Стоит ли удивляться, что раздираемой страхами Кэтнисс не до личной жизни? Пытаясь всеми силами оградить близких от опасности, нависшей над ними с началом народных волнений, она только о том и думает, как бы получше отыграть свою роль. Почти все её душевные силы действительно уходят на то, чтобы собраться, побороть страх и сохранить рассудок. И её метания между двумя молодыми людьми [на которые уже кто только не посетовал] – на самом деле попытка на короткое время скрыться от реальности за чьё-то надёжное плечо. Сегодня это плечо подставил Гейл, а завтра – Пит. На первый взгляд может показаться, что толком она не любит ни того, ни другого, но это отнюдь не так. Просто любит она каждого по-своему. Одного и правда как товарища, а вот второго – вполне себе как мужчину. :) Забавно, кстати, что внучка Сноу сразу во всём разобралась. :)) Это Кэтнисс, отчаянно сражающейся за жизнь, было не до «высоких материй». А вот посторонний человек практически с первого же взгляда определил истину. Вообще, думается мне, что главным препятствием, мешавшим развитию нормальных отношений между Питом и Кэтнисс было как раз то, что им эти отношения навязывали. Будь у девушки свобода выбора, может, и определилась бы куда быстрее.
Вообще отношения в треугольнике достаточно сложные и дуэт Лоуренс / Хатчерсон превосходно это показал. У третьего участника – Лиама Хэмсворта – к сожалению, для этого было слишком мало экранного времени, но и без него, как ни странно, прекрасно справились. :) Гейл привлекателен, во-первых, чисто внешне, а, во-вторых, тем, что его дольше знают и, следовательно, безоговорочно доверяют. Пит же, со своей безусловной преданностью и надёжностью, подкупает Кэтнисс не только этими качествами, но и спокойной уверенностью, трезвомыслием и стойкостью убеждений. В жестоких обстоятельствах, где любое событие может качнуть чашу весов в сторону безумия, за ним действительно – как за каменной стеной. В широком плане Гейл – олицетворение стихии, новаторства, борьбы; Пит – воплощение покоя, уюта и доброты. Оба они совершенно разные и оба по-своему хороши. Выбор, представший перед главной героиней, и правда непрост. И она продолжает думать об одном и «играть на камеру» с другим. Вот только игра ли это..?
«Хорошо сыграла. Я почти поверил в поцелуй».
С каждым новым происшествием её отношение к молодым людям становится всё туманней, чувства – всё запутанней, и в конце уже ни она, ни сам Пит, кажется, не понимают, где была только игра, а где – нечто большее. Вообще тему любовного треугольника, которая в книге была более чем второстепенна, создатели фильма решают… ну если не вынести на передний план, то хотя бы высветить чуть ярче. И – удивительно! – экранизацию этот манёвр нисколечко не портит, совсем наоборот: добавляет происходящему некую изюминку и глубже прорисовывает характеры. Самое великолепное в этом [что лично у меня вызвало истинное восхищение] – то, как подали «работу на камеру» сами Лоуренс и Хатчерсон. Нюансировка их игры настолько тонка, что, чётко зная об отношениях между Кэтнисс и Питом, ты без конца сомневаешься: а так ли уж они притворяются? И чем дальше, тем зрительские сомнения всё сильнее.
Но поскольку о талантливой игре Дженнифер Лоуренс уже и так написано немало, я бы хотела подробней остановиться на том, кого, на мой взгляд, незаслуженно обходят похвалой. Джош Хатчерсон во второй части саги раскрыл недюжинный потенциал. Если и в первом фильме он казался будто сошедшим со страниц книги, то во втором он меня просто покорил. Покорил едва ли не с первых кадров, причём всем: движением, мимикой, взглядом… О-о-о, особенно взглядом! Спектр эмоций, который он способен им передать, потрясает. Безумно жаль, что моментов, где это раскрывается в полной мере, совсем немного, но и тех, что были, мне хватило на то, чтобы оценить и прийти в восторг. Встреча в «берлоге» Хэймитча, разговоры с Кэтнисс в поезде, «совещание» после окончания Тура Победителей и, наконец, диалог на берегу – прекрасный момент, в котором отчётливо видно, как тесно сплелись во взгляде Пита боль и решимость. Джош был просто великолепен!
Не могу я обойти вниманием и бесподобного Вуди Харрельсона, создавшего неповторимый образ Хэймитча Эбернети. Каюсь, посыпаю голову пеплом и беру свои недавние слова обратно: даже Дауни-младший в этой роли не будет смотреться так, как Харрельсон. Во второй части он превзошёл сам себя и сыграл настолько блестяще, что я уже не вижу на его месте никого другого. Львиная доля юмора, которая немного разбавляет в картине общий мрак происходящего, принадлежит именно ему. Но безмерно радует и то, что постепенно он сбрасывает личину вечно пьяного циника и начинает проявлять человеческие чувства по отношению к своим «победителям». Сцена на крыше Дома Правосудия в Дистрикте-11, где он притягивает к себе плачущую Кэтнисс и шепчет ей слова утешения, тронула меня до глубины души. Он стал ей не просто ментором, но другом и таким же близким человеком, как Пит и Гейл.
Похожую метаморфозу претерпевает и образ Эффи Тринкет. Представленная в первом фильме как не слишком привыкшая задумываться, размалёванная кукла, здесь она вдруг обнаруживает способность чувствовать и сопереживать. Срывающийся голос и едва сдерживаемые слёзы на Жатве перед Квартальной Бойней, попытки создать в их разношёрстном коллективе командный дух, прощальные подарки и уже нескрываемые рыдания перед началом Игр – всё это заставляет в корне пересмотреть отношение к персонажу Элизабет Бэнкс и даже проникнуться к нему уважением.
И, уж если я начала говорить об актёрах, не могу не отметить две весьма приятные неожиданности. В подборе на роль Плутарха Хэвенсби я была абсолютно уверена, а вот Сэм Клафлин и Джена Мэлоун вызывали некоторые сомнения. Особенно первый. Однако оба превзошли мои самые смелые ожидания! Сэм в роли Финника Одэйра смотрелся на удивление органично, а Джена в качестве Джоанны была просто поразительна и буквально в считанные секунды «уделала» свой же книжный прототип до степеней «и рядом не сидел» и «нервно курит в коридоре». :)) Отчаянная, циничная, бесстрашная… Если в книге она временами раздражала, то здесь вызывает только восхищение. До просмотра я представляла её несколько другой, даже внешне. Теперь же я никого иного в этой роли не вижу.
«Какая шаткая система – рушится из-за горстки ягод».
Ещё один плюс экранизации в том, что революционную тематику, которая в книге проходила довольно схематично, здесь сделали гораздо ярче. Сцены в дистриктах во время Тура Победителей получились более сочными и берущими за душу. Атмосфера волнений в дистриктах передана всего парой штрихов, но в воздухе моментально начинает пахнуть мятежом. Изображение сойки в тоннеле, надпись на стене в Дистрикте-11: «Удача никогда не на нашей стороне», сожжение капитолийского знамени в 8-мом, разъярённые толпы в 4-том… Всему этому уделяется буквально пара-тройка кадров, но по силе воздействия они огромны. Сильнее всего, конечно, трогает сцена в Дистрикте-11, где Кэтнисс и Пит произносят прочувствованную речь в честь павших Цепа и Руты. Непередаваемый момент, к которому только камень способен отнестись спокойно. Безо всякого стыда признаюсь, что он заставил меня, впервые за много месяцев, плакать в кинотеатре. Эту сцену сделали именно такой, какой она и должна быть. Идеальная постановка – будто ожившие несколько страниц книги.
Также огромным плюсом стало, уже удачно использованное в предыдущей части, «закулисье» Голодных Игр. Теперь оно призвано ещё чётче обозначить мотивацию власть предержащих. Однако, в своих попытках остановить волнения, Сноу допустил существенную и роковую ошибку. Если бы он не давил на Кэтнисс, а просто оставил её в покое, возможно, народные волны побушевали бы немного, да и утихли. Но своими действиями он только ускоряет процесс. Привыкнув к тому, что раньше его методы безотказно работали, он не учитывает особенностей конкретного человека. Кэтнисс в принципе не способна играть по правилам и подчиняться приказам, а даже если честно старается, эффект получается обратный и зачастую просто феерический. :) Ещё valley в своём «Burglar’s Trip» замечательно описала человека со стихийным мышлением. Так вот у Кэтнисс именно такой тип мышления. Никогда не угадаешь, какая «гениальная» мысль придёт ей в голову в следующую секунду. И в финале обеих Игр президент имеет возможность воочию это наблюдать. Только если первая «выходка» закончилась не столь плачевно, то вторая почти в буквальном смысле разрушила всё.
«Помни, кто твой настоящий враг!»
Думаю, следует сказать пару слов и об Арене. Увы, и ах, но именно здесь и притаились два моих самых крупных разочарования в фильме. :( Не спорю, новая Арена вышла по-настоящему потрясающей. Джунгли ещё более живые и опасные, чем в книге, волна – ещё более могуча и разрушительна, от ядовитого тумана ещё острее по коже бегут мурашки, но многое, к сожалению, или сильно упростили, или вовсе вычеркнули из сюжета. Да, я понимаю, что оставь сценаристы всё без изменений, хронометраж [и так отнюдь не маленький] разросся бы до невиданных пределов, но, честное слово, некоторые ключевые моменты могли бы и оставить: это всего пара минут, если не секунд. Зачем, например, было так нещадно упрощать проникновенный монолог Пита над телом погибшей морфлингистки? Где его, полное чувства, описание красок, только глубже раскрывающее всю красоту его души? Где её прощальный рисунок кровью на его руке? Зачем, ну вот зачем создатели скатились в банальное «Я с тобой. Всё будет хорошо»?
Вообще в целом действие на Арене происходит как-то уж слишком быстро. Полная чувств и тонких нюансов первая половина фильма почти идеальна, но вот вторая… Не знаю, кому как, но лично мне отчаянно не хватало присутствующих в первом фильме молчаливых сцен и крупных планов. Здесь сюжет словно бы сорвался с цепи и к финалу поскакал бешеным галопом. Каждой смерти уделяется слишком мало экранных минут. Если по книге гибель той же морфлингистки и Вайресс вызывает бурю эмоций, то здесь они кажутся «проходными». Погибшим почти не сочувствуешь. Да и вообще опасности быть убитым игроками практически не чувствуешь. Ощущается только опасность, исходящая от самой Арены с её множеством напастей, а ведь согласно первоисточнику, эти Игры были по «кровавости» ничуть не хуже предыдущих.
Ну и финальный «трэш» в первые минуты вызвал прямо-таки уныние. :(( Вообще это – самое большое моё разочарование в фильме. После его окончания хотелось воскликнуть: «И это всё?!» Где, ну вот где красочно расписанные в книге многочисленные взрывы и пожары? Где ломающаяся под ногами земля? Где, Хаос убей, все положенные в этом случае спецэффекты?! Вопросы, увы, риторические. Здесь всё, в сравнении с первоисточником, вышло тихо и скромно. Конечно, в соотношении с огромным количеством плюсов картины, даже этот жирный минус на мою итоговую оценку вряд ли повлияет, но именно этот момент несколько подпортил мне впечатление от фильма.
Ещё лично мне очень не хватало кое-каких, на мой взгляд, ключевых моментов, которые почему-то безжалостно «выпилили» из сюжета. Например, хотелось больше сцен в Тренировочном Центре [в частности, столы, которые сдвинули в столовой трибуты, чтобы сидеть вместе], более развёрнутого диалога после атаки соек-говорунов [который бы объяснял, почему с родными Кэтнисс и Финника всё в порядке и почему волноваться им не о чем] и, наконец, знаменитых часов Плутарха, на которых вспыхнуло изображение пересмешницы с броши Кэтнис – вот этого не хватало особенно. Словом, ждём режиссёрскую версию и надеемся, что там всё это есть. :)
Осталось добавить совсем немного. Отдельное спасибо хочется сказать создателям фильма за восхитительные наряды Кэтнисс, которые получились ещё более потрясающими, чем описано в книге. Её перевоплощение из невесты в Сойку на интервью с Цезарем – нечто невероятное! Спасибо за режущий душу портрет Руты в цветах. И просто огромное спасибо за маленькое и заметное только фанатам «Всегда…» Пита. На самом деле, это – очень важно, и я искренне рада, что эту сцену не вырезали. Что же до всего остального… оно было на уровне первой части. Разве что немного подкачал в этот раз саундтрек: в основном были использованы темы из предыдущей части франшизы, а новое как-то не запомнилось.
Тем не менее, «И вспыхнет пламя!» – отличный фильм и практически идеальная экранизация, которую хоть один раз да стоит посмотреть каждому. А уж фанаты, я думаю, и вовсе будут в восторге. ;) Браво всей без исключения съёмочной команде! Пламя действительно вспыхнуло. :)
Оценка: ★★★★★