>> Вернуться к списку фильмов.
Оригинальное название: The Hunger Games : Mockingjay. Part 1.
Жанр: пост-апокалиптическая драма с элементами боевика.
Страна, компания и год выпуска: США, Lionsgate, 2014 год.
Режиссёр: Френсис Лоуренс.
Сценарий: Сьюзен Коллинз, Питер Крэйг, Дэнни Стронг.
Композитор: Джеймс Ньютон Ховард.
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Вуди Харрельсон и др.
Роли дублировали: Наталья Грачёва, Евгений Вальц, Григорий Калинин и др.
Мировая премьера: 10 ноября 2014 года.
Российская премьера: 20 ноября 2014 года.
Продолжительность: 123 минуты.
Сюжет: После разрушения Арены и срыва 75-тых Голодных Игр Кэтнисс попадает в загадочный 13-тый дистрикт, который, как оказалось, вовсе не разрушен, вопреки утверждению Капитолия, а более-менее благополучно живёт себе и здравствует в подземных бункерах с тщательно отлаженной и работающей как часы инфраструктурой. Теперь ей самой, её родным и близким, а также союзникам в последних Играх – Финнику Одэйру и Бити предстоит стать частью этой системы, движущими винтиками зарождающейся революции. Кэтнисс, сломанная Квартальной Бойней и уничтожением её дистрикта, не желает принимать во всём этом участие. Однако Пит Мелларк и остальные трибуты, которых повстанцы 13-го не смогли вытащить с Арены, остаются во власти Капитолия, и единственный шанс их спасти – стать символом и идейным вдохновителем сопротивления…
Те, кто читает меня уже достаточно давно, конечно же, знают, как я люблю трилогию Сьюзен Коллинз «Голодные Игры». Посмотрев две предыдущие экранизации, притом с огромным удовольствием, я, разумеется, не могла не ждать с нетерпением третьей, и когда она вышла на экраны, я не пожалела ни времени, ни денег на поход в кинотеатр. В конце концов, я ждала эту картину целый год. И было бы ужасно несправедливо отказывать себе после стольких месяцев томительного ожидания.
На сеанс мы с Мишкой попали, если честно, просто чудом. несмотря на то, что билеты были забронированы заранее – за сутки до самого сеанса, приехали в кинотеатр мы, как всегда, слишком поздно, и наша бронь уже была снята. При этом очереди на каждую кассу были просто километровые – пожалуй, аналогичную картину я наблюдала только в прошлом году перед одним из первых сеансов «Хоббита». Но Мишка, благодаря наблюдательности и скорости, умудрился найти свободную кассу, у которой никто не стоял [видимо, потому что просто не знал, что она работает]. Так что мы успели проскочить и забрать последние два билета. Ну не судьба ли? :))
Правда, с контингентом в зале нам в этот раз не повезло. Вокруг были в основном школьники… со всеми вытекающими. XD Конечно, тут надо всё-таки отдать должное книге-первоисточнику: чтиво-то, как ни крути, подростковое. Тем не менее, я очень надеялась, что ситуация будет, всё же, не столь плачевна. Как оказалось, зря. :)) В течение почти всего сеанса то слева, то справа постоянно хихикали, причём очень часто в совершенно неподходящих моментах, портя весь драматичный настрой. Но, как ни странно, мы умудрились получить огромное удовольствие от просмотра, несмотря ни на что. Фильм очень приятно удивил, я никогда бы не подумала, что это скажу, но он лучше книги-первоисточника.
Первая часть «Сойки-пересмешницы» – идеально точная, почти дословная… да какое там! – побуквенная экранизация. Всё, что было необходимо показать для раскрытия характеров и мотиваций персонажей, было показано. Всё лишнее – убрано. Всё, что могло сделать фильм лучше и живее исходника, – сделано. Конечно, многие ругают эту часть за отсутствие экшена, но ведь, если вспомнить первую половину книги, так там его особо и не было. Единственный чисто боевой момент был в 8-мом дистрикте, всё же остальное время было уделено быту жителей 13-того, обстановке перед тем, как революция окончательно «раскачалась» и, наконец, внутренним противоречиям главной героини. И абсолютно всё это было показано, притом блестяще, и не только благодаря одной Дженнифер Лоуренс, но и всем остальным актёрам.
В этот раз порадовали все без единого исключения, даже Хэмсворт, который во всех предыдущих экранизациях всё-таки играл больше внешностью. Между прочим, многие из моих знакомых, не читавшие книгу, но смотревшие фильмы, вообще не понимали, какую функцию несёт его Гейл. Тут же он наконец он выдал такую некислый драму, что я прямо удивилась. Приятно. :)) Надеюсь, в следующей части он отыграет по-максимуму.
Также очень порадовала Элизабет Бэнкс. Вот просто невероятно! Вообще я считаю, что введение в сюжет её персонажа с самого начала в качестве стилиста Кэтнисс, вместо команды погибшего Цинны, – потрясающая находка и вообще очень правильный ход. Её Эффи отлично разбавляла общую мрачно-драматично атмосферу своей неубиваемой и немного наивной жизнерадостностью, а также забавными попытками придать женственности своему образу. Её упорные старания соорудить из форменного серого балахона хоть что-то более-менее модное, признаться, даже заслуживает уважения. Вот уж точно – пример человека, не унывающего ни при каких обстоятельствах. Кстати, очень жду развития её линии с Хэймитчем. :))) Хоть в исходной истории ничего подобного и не было, намёки, сделанные в предыдущих частях, очень понравились и повеселили. А уж в последней так и вовсе привели в полнейший восторг.
Самого Хэймитча в этот раз, к сожалению, было непростительно, прямо-таки до неприличия мало, но все моменты его появления были стопроцентным попаданием в тему и настроение. Во многом именно благодаря ему картина получилась такой живой и гораздо менее мрачной, чем могла бы быть. И в этот раз я окончательно и бесповоротно увидела Хэймитча в Вуди Харрельсоне. Конечно, после «Пламени» при пересмотре фильмов таких диссонансов уже не возникало. Но вот при чтении книг до сего момента я упорно продолжала видеть в этой роли Дауни-младшего. :)) Теперь этот стереотип нежданно-негаданно сломался, и я даже этому рада.
Ну и, всё же, стоит сказать пару слов и об актёрах, исполнивших главные роли. Они, как мне кажется, справились с работой отлично, практически идеально показав потерянность, недоверие всем и вся, а также глубокую внутреннюю надломленность, которая временами здорово мешала им мыслить и действовать адекватно. Особенно в этом плане меня впечатлила игра Джоша Хатчерсона. Его Пит, упорно сражающийся с последствиями капитолийских пыток и изо всех сил цепляющийся за остатки рассудка, – это было очень сильно. Действительно потрясающе сильно и проникновенно. Уже предвкушаю его игру в последней части саги. Если он сейчас способен выдать такое, то что же будет потом! Ну и отдельный респект, конечно, за минус 10 кило, сделавшие его настолько измождённым, что временами от этого становилось натурально жутковато.
Касательно Дженнифер Лоуренс… вот честное слово, я не понимаю, за что её так ругают некоторые рецензенты. По-моему, отыграла вполне на уровне – нисколько не хуже, чем в предыдущих частях. И её эмоции вовсе не показались мне «пережатыми и наигранными», как очень любят выражаться эти самые критики. Как по мне, очень правдоподобный страх, гнев и ступор. Да и истерики, которыми, кстати, изобилует первоисточник, отменно ей удались. Особенно в моменте, где Кэтнисс бросается к Хэймитчу с рыданиями: «Я потеряла обоих!» Очень сильная и трогательная сцена, предельно точно обнажающая все её внутренние метания и противоречия. Безумно рада, кстати, что её вставили в сценарий.
Ещё один несомненный плюс фильма, о котором я просто не могу не упомянуть, – это сцена спасения трибутов из Капитолия. Великолепный эпизод, который в книге проходил лишь как короткое упоминание, а здесь был показан очень ярко и подробно. Помнится, ещё при чтении книги я здорово жалела о том, что этот момент не был как следует раскрыт – хотя бы со слов того же Гейла. В «Сойке» же это упущение исправлено, да ещё и в красках, за что мой отдельный поклон съёмочной команде. :) Это было здорово. Очень здорово! И всё время держало в невероятном напряжении.
Но, увы, не обошлось и в этот раз без минусов. Лично для меня главным из них стали некоторая сумбурность и недостаточная эпичность боя в 8-мом дистрикте. Почему-то при чтении первоисточника этот бой рисовался в воображении куда более зрелищным да и чисто по хронометражу длился гораздо дольше. А тут всё произошло как-то уж слишком быстро и скомканно. И над госпиталем летала всего парочка планолётов [хотя в исходном тексте их был целый эскадрон!], и сбили их как-то почти сразу… В общем, не было ни опасной и долгой «пристрелки», ни шикарных пролётов над почти разрушенным 8-мым, ни даже жёсткого попадания в здание госпиталя и фееричного взрыва, которые были в книге. А ведь сколько могло бы быть впечатляющих кадров! Увы, не судьба…
А вторым минусом для меня стал в этот раз саундтрек. Вернее, полное его отсутствие. А ещё вернее – использование в разных вариациях всех старых тем без добавления хоть чего-то нового. Такое ощущение, будто Ховарду в этот раз то ли не заплатили вообще, то ли заплатили, но мало, вследствие чего он решил не париться. :)) Всё-таки пора бы уже и разбавить старые композиции чем-то свежим, какими бы прекрасными и соответствующими настроению они ни были…
Кстати, в этом смысле мне очень понравился только момент с песней о висельнике. Дубляж голоса главной героини там, конечно, кошмарный, но момент, где эту песню вдруг подхватывает хор голосов, а на фоне идут кадры с первыми успешными ударами повстанцев… знаете, это реально пробирает до дрожи! У нас в зале даже самые непоседливые «детки» на этой сцене замерли и наконец-то заткнулись уставились на экран во все глаза.
Тем не менее, несмотря на некоторые минусы и недочёты, я считаю, что первая часть «Сойки-пересмешницы» более чем удалась и стала отличной прелюдией к более мощной, трагичной и [очень надеюсь] зрелищной второй части. Поэтому, безо всяких сомнений…
Оценка: ★★★★★