Домашняя страница Элоры Климовой

Четверг, 23.01.2025, 00:55
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS

Рецензия х/ф «Голодные Игры : Сойка-пересмешница. Часть 2».


>> Вернуться к списку фильмов.

Оригинальное название: The Hunger Games : Mockingjay. Part 2. 
Жанр: пост-апокалиптическая драма с элементами триллера. 
Страна, компания и год выпуска: США, Lionsgate, 2015 год.
Режиссёр: Френсис Лоуренс. 
Сценарий: Сьюзен Коллинз, Питер Крэйг, Дэнни Стронг.
Композитор: Джеймс Ньютон Ховард.
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Вуди Харрельсон и др.
Роли дублировали: Наталья Грачёва, Евгений Вальц, Григорий Калинин и др.
Мировая премьера: 4 ноября 2015 года.
Российская премьера: 19 ноября 2015 года. 
Продолжительность: 137 минут.

Сюжет: Пленные победители Голодных Игр наконец вырваны из жестоких лап Капитолия, однако ни для кого из них пребывание там не прошло бесследно. Больше всех досталось Питу Мелларку, которого в буквальном смысле перепрограммировали на дикую ненависть к Кэтнисс, и теперь вместо любви он испытывает бесконтрольные гнев и страх, время от времени «слетая с катушек» и пытаясь её убить. Тем временем в Панеме уже вовсю бушует восстание. Почти все дистрикты присоединились к 13-тому и несломленными остались только 2-ой и сам Капитолий. Кэтнисс, раздавленная произошедшим с Питом, решает отправиться на фронт ― подальше от него и от катакомб 13-того. Она полна решимости отомстить президенту Сноу и готова идти к нему через все препятствия и ловушки, расставленные на полуразрушенных улицах Капитолия. Однако всё не так просто, как кажется вначале, и вскоре Кэтнисс понимает, что впереди её ждёт гораздо более серьёзная конфронтация. И только от её выбора и готовности пожертвовать собой зависит дальнейшая судьба Панема…


Знаете, как большой фанат саги и человек, успешно переслушивающий всю трилогию в аудио-формате вот уже третий раз, могу с уверенностью заявить: «Голодные Игры» ― таки идеальная экранизация. Кроме шуток. Теперь, имея возможность сравнить первоисточник со всеми отснятыми частями, я вижу, насколько колоссальный труд проделан создателями этой кино-франшизы и насколько гениальны все без исключения её сценаристы. Скажу откровенно: ещё в книге меня прямо-таки убивали некоторые моменты в поведении главной героини. Конечно, всё это можно списать на юность, максимализм и глубокую психологическую травму после Игр, но временами думающего и адекватного человека оно несколько раздражает, портя впечатление. Так вот практически всё, что меня так или иначе раздражало в первоисточнике, в фильмах умудрились свести на нет, и в итоге осталась добротная, по-своему красивая и очень драматичная пост-апокалиптическая эпопея, которая берёт за душу и долго не отпускает, а то и вовсе становится любовью на всю жизнь. :)

Вторая часть «Сойки» просто обязана была стать блистательной точкой, расставляющей все приоритеты и наконец раскрывающей ответы на все поставленные в предыдущих фильмах вопросы. И она стала. Да, быть может, финальный бой, от которого многие ждали прямо-таки заоблачной эпичности, вышел вовсе не таким уж красочным и кровавым. Однако, как и в исходной книге, основной акцент ставится не на нём, а на трагедии людей, которые помимо воли попали в самый эпицентр страшных событий и стали главными движущими винтиками того, чего толком-то никогда и не хотели. Вот с этим картина, имхо, справилась блестяще, показав в красках, как война калечит людей, как необратимо меняет их судьбы и отношения, как не щадит никого ― сколь бы прекраснодушным и светлым он ни был. А под финал эта история становится ещё глубже и трагичнее, показывая уже не просто драму отдельных людей, но глобальный и по-настоящему страшный в своей важности вопрос выбора между личным интересом и интересами общества, между выживанием любой ценой и жертвой ради общего блага.

Всё это было раскрыто блестяще. Действительно блестяще! И в этом был основной посыл как самой книги-первоисточника, так и финальной экранизации. За полтора часа нам показали мощную, проникновенную историю перехода от почти животного эгоизма к абсолютной жертвенности, к пониманию, что борьба с системой вовсе не означает борьбу с одним конкретным человеком, что смотреть надо гораздо глубже ― в самые истоки, и что пресловутое счастье-для-всех вполне достижимо, если в нужный момент ты и вправду не побоишься пожертвовать собой и сделать правильный выбор. Ну а остальное уже ― не более чем приятный глазу антураж, оттеняющий основную идею. :)

Знаете, удивительная особенность «Голодных Игр» ― всех частей, не только этой ― состоит в том, что по-настоящему «распробовать» их получается только на второй, а то и третий просмотр. Поначалу всегда остаётся лёгкий осадок от традиционного «недодали», особенно у тех, кто читал книгу и уже успел нарисовать в воображении свою персональную картинку. Мне, между прочим, тоже слегка «недодали». :) Главным образом подачи событий перед и после «двойного взрыва». Хотелось бы большего акцента на девочке в жёлтом плаще, рыдающей у тела матери, большей паники на площади, более мощной подачи самого взрыва… да и безумно жаль, что из сюжета безжалостно выпилили шикарную сцену с разверзающимся асфальтом. Это бы только усилило эффект от кошмарных, в общем-то, событий, происходящих возле дворца Сноу. Да многое там можно было бы подать сильнее…

Вот только почему-то уже на второй просмотр на это хочется плюнуть и махнуть рукой. Когда ты уже знаешь сюжет и начинаешь обращать внимание на мелкие детали, фильм колоссально выигрывает и становится куда ярче и сильнее по идейно-эмоциональному посылу. В иных местах этот посыл даже круче книжного. Намного круче! И особенно это видно во второй части «Сойки». Некоторые моменты и диалоги, которые в книге и без того были сильными и важными, здесь поданы так, что душу буквально выворачивает наизнанку. Покушение на Кэтнисс в туннеле, безумные вопли Пита: «Она переродок!», пробирающий до мурашек разговор со Сноу и наконец шикарная, восхитительная сцена казни и того самого судьбоносного выстрела ― всё это лично мне нравится куда больше именно в «киношном» варианте. Я уж молчу о совершенно потрясающем моменте с Лютиком после возвращения Кэтнисс в родной дистрикт. Вот там меня раздавило окончательно, заставив натурально вжаться в кресло и даже забыть о платке.

А ещё отдельная благодарность и низкий поклон создателям за прекрасные находки, которые сделали фильм ещё ярче и проникновенней первоисточника. К таковым, без сомнения, относится линия Эффи Тринкет. Если в третьей книге автор её просто задвинул невесть куда и лишь ближе к концу вкратце упомянул, что она жива-здорова, то тут ей выделили одну из важнейших ролей в жизни главной героини. Именно Эффи во многом стала её поддержкой, настоящим другом. Из персонажа-функции она превратилась в персонажа-личность ― по-своему сильного, в чём-то наивного, в чём-то глупого, но безмерно трогательного и обаятельного. Конечно, во многом это заслуга талантливой Элизабет Бэнкс. Но, мне кажется, что не будь всего этого в сценарии, даже её талант не сделал бы того, что зрители увидели на экране. А увидели они ни больше, ни меньше ― маленькое чудо, когда персонаж становится абсолютно живым и выходит далеко за рамки своего книжного прототипа.

То же самое можно сказать и о герое Лиама Хэмсворта, который определённо растёт с каждой новой частью саги. Здесь он раскрылся как никогда, показав действительно глубокую и неординарную, но вместе с тем и довольно жестокую личность, готовую без лишних сомнений идти по трупам и жертвовать всем и всеми ради достижения высокой цели. Да, в финале он выглядит угрюмым и подавленным, даже как будто сломленным последними событиями. Но последующие сцены ясно показывают, что он тоже просто сделал свой выбор, и выбор этот, увы, был вовсе не в пользу Кэтнисс с её идеалами. Наконец-то образ Гейла заиграл так, как и должен был с самого начала саги. Наконец-то герой Хэмсворта стал не просто «красивой картинкой», но живым человеком, которого понимаешь и которому сочувствуешь.

Однако Джош Хатчерсон переиграл в этот раз всех! Просто вчистую! Даже оскароносную Дженнифер. Холи шит, да я бы ему Оскара дала вотпрямщаз, без всяких там голосований и прочих «половецких плясок»! Он великолепен! Реально. Совершенно потрясающее безумие и борьба с собственными демонами. Ему веришь абсолютно ― от начала и до конца. Пожалуй, его персонаж ― единственный, в чьей достоверности не сомневаешься ни единой секунды. Всё настолько естественно и настолько страшно, что… нет, правда, у меня нет слов. Я просто встану и ещё раз поаплодирую стоя этому невероятному таланту, чьи грани так ослепительно засияли в завершающей части франшизы. «Сойку-пересмешницу» однозначно стоит посмотреть уже ради него одного. Откровенно говоря, он отыграл так, что все прочие хоть и остались на высоком уровне, но в моём представлении так и не смогли его затмить. Конечно, яркой была и Дженнифер, и Дональд Сазерленд со своим харизматичным и тоже весьма неоднозначным злодеем, но Пит Мелларк в исполнении Хатчерсона был безусловной жемчужиной этого фильма, вытянув на своих широких плечах самую мощную драматическую составляющую.

К сожалению, не обошлось и без маленьких минусов. Одним из них стало для меня почти полное отсутствие в кадре Вуди Харрельсона и его Хэймитча. На мой взгляд ему дали катастрофически мало экранного времени, хотя винить в этом, пожалуй, стоит больше первоисточник, где во второй части повествования его по сюжету было совсем немного. Тем не менее, это можно простить за великолепные сцены, в которых ему всё-таки довелось поучаствовать. В частности, за прощание с Эффи. [Лютый шиппер во мне сомлел и стёк под кресло тёплой лужицей XD]. Ну и, конечно, стоит упомянуть замечательную режиссёрскую находку с письмом от Плутарха, где он также сыграл далеко не последнюю роль. Учитывая все обстоятельства, создатели фильма отлично выкрутились, заменив диалог с «Главным распорядителем» на аналогичный диалог с Хэймитчем. Картина от этого нисколько не проиграла, имхо. 

Пожалуй, стоит добавить пару слов и о финале. Некоторые рецензенты посчитали его слишком слащавым и нереальным. Но мне он видится совсем иначе ― светлым, солнечным, вдохновляющим и внушающим надежду. Конечно, по книге он мне представлялся несколько другим: в нём было больше горечи, а счастливую, в общем-то, сцену на Луговине тонкой, почти неуловимой нитью пронизывало ощущение какой-то надломленности и трагизма, от которых главной героине уже никогда не избавиться. Здесь всё гораздо светлее, и никакого налёта горечи нет и в помине. Картина цветущего летнего луга с корзинкой, наполненной хлебом и фруктами, с детским смехом и солнечными зайчиками, играющими в золотистых волосах отца и сына, настолько резко контрастирует с мраком произошедшего до того, что нет ничего удивительного в кажущейся нереальности этой идиллии. Но, с другой стороны, этот контраст и помогает яснее понять, как должно и как не должно быть устроено всё в мире.

Вообще можно долго рассуждать о том, что удалось и не удалось во второй части «Сойки». Но тогда эта рецензия рискует превратиться в диссертацию разрастись страниц эдак до пятидесяти стандартным шрифтом. :)) Так что ограничусь тем, что уже есть, а напоследок добавлю одно: несмотря на все нюансы и шероховатости, это было незабываемо. Правда. Мощно и незабываемо. Красивое завершение красивой [хоть и очень мрачной] саги, которую я однозначно буду с удовольствием пересматривать.

Оценка: ★★★★★

>> Вернуться к списку фильмов.

Форма входа
Поиск
Друзья сайта