Домашняя страница Элоры Климовой

Четверг, 23.01.2025, 01:13
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS

Рецензия х/ф «Гордость и предубеждение» — 2005.


>> Вернуться к списку фильмов.

Оригинальное название: Pride and Prejudice.
Жанр: психологическая мелодрама.
Страна, компания и год выпуска: Франция-Великобритания, Universal, 2005 год.
Режиссёр: Джо Райт.
Сценарий: Дебора Моггак, Эмма Томпсон, Джейн Остин.
В ролях: Кира Найтли, Мэтью Макфейден, Келли Райли и др.
Роли дублировали: Ольга Голованова, Александр Рахленко, Жанна Никонова и др.
Мировая премьера: 25 июля 2005 года.
Российская премьера: 12 января 2006 года.
Продолжительность: 127 минут.

Сюжет: У небогатого провинциального помещика мистера Беннета пять дочерей и ни одного наследника. Согласно закону о майорате, после смерти мистера Беннета его имение перейдёт к его дальнему родственнику, и это обстоятельство заставляет его супругу миссис Беннет сосредоточить все свои помыслы на единственной цели — выдать дочерей удачно замуж. И потому спокойная и размеренная жизнь почтенного семейства переворачивается с ног на голову, когда по соседству с ними вдруг появляется молодой и состоятельный кавалер — мистер Бингли.

Поначалу дело даже принимает желаемый для миссис Беннет оборот: мистер Бингли едва ли не с первой встречи обращает внимание на её старшую дочь — Джейн. Их отношения развиваются, и, кажется, ничто не способно омрачить их предстоящего счастья. Однако в дело неожиданно вмешивается друг мистера Бингли — не менее молодой, богатый и привлекательный, но гордый, замкнутый и неприятный мистер Дарси. Считая возможный брак между мистером Бингли и Джейн редкостной неудачей, мистер Дарси стремится положить конец увлечению друга, чем заслуживает едва ли не ненависть Элизабет… в которую к тому времени успевает безнадёжно влюбиться…
 



Прежде чем начать разбор этого фильма, мне обязательно следует сказать как сильно поначалу я не хотела и даже боялась его смотреть. :) Блистательная версия 1995-го года стала для меня эталоном экранизации романа «Гордость и предубеждение» и, увы, тем самым поставила большой жирный крест на всех прочих экранизациях — как прошлых, так и последующих. После неё мне уже не верилось [и не верится до сих пор], что кто-то способен снять лучше. Да и не хотелось, чтобы новый фильм испортил прекрасное впечатление, оставленное этим сериалом. Однако, после тщательнейшего изучения информации о фильме, просмотра трейлеров и общения с поклонниками этой истории, я всё-таки решилась на просмотр.

Скажу сразу: настроилась на худшее. :) Нет, у меня вовсе не было к новой экранизации предубеждения! Как раз наоборот — я решила [почти сознательно], несмотря ни на что, оправдывать фильм. Как истинный фанат, я просто не могла себе позволить поступить иначе. :) И, возможно, такой подход во многом смягчил все неприятные моменты, а приятные сделал ярче и интересней. Но, тем не менее, несмотря на мой изначально благожелательный настрой, «Гордость и предубеждение — 2005» оставил у меня очень неоднозначные и противоречивые впечатления. Настолько — что я до последнего момента терялась, какую оценку ему поставить.

Если сравнивать с эталоном, версия 2005-го года и похожа, и не похожа на него. Похожа, несомненно, основной сюжетной линией, которую [в целом] передали довольно точно. Непохожа — стилем и исполнением. Да, «картинка» в новой версии ещё более красива, продумана и сочна, причём до такой степени, что весь фильм можно разобрать на кадры и каждый с удовольствием поставить в качестве обоев на рабочий стол. Неимоверной красоты пейзажи захватывают дух и приковывают взгляд, заставляя зрителя полностью погружаться в этот мир. Интерьеры временами просто поражают великолепием и проработкой вплоть до мельчайших деталей. Но… какой бы восхитительной не была визуальная составляющая фильма, бесстыдное игнорирование некоторых исторических моментов и реалий того времени местами откровенно удручают. :( Равно как и странное, совершенно не уместное искажение «канона» в отдельных эпизодах.

В частности, меня неприятно удивило то, как показан Лонгборн и само семейство Беннетов. По книге они были небогаты, но отнюдь не бедны [чувствуете разницу?] И несмотря на ужасные манеры и отсутствие такта у некоторых представителей этой семьи, они всё-таки принадлежали к благородному сословию. Здесь же этого совершенно не чувствуется. Небольшой доход Беннетов явно утрирован: их дом стар и обшарпан, по комнатам бегает тощий облезлый пёс, а через холл на кухню [чего ни в коем случае не могло быть в то время!] проводят грязного хряка. При взгляде на двор усадьбы историческая не-реальность только усугубляется: перед парадным входом висит на верёвках постельное бельё [!!!], там же, прямо у двери, преспокойно разгуливает домашняя птица, задний двор весь в грязи и буквально завален всевозможным хламом. Такое ощущение, будто Лонгборн — не особняк довольно уважаемой в Хартфордшире семьи, а какая-то ферма …правда, двухэтажная и с колоннами. :) Да и сами девушки часто ведут себя как крестьянки, а отнюдь не как благородные девицы. По многим рецензиям «гуляет» эпизод с облизыванием пальцев за обедом, и я не стану исключением, сказав, что этот момент меня… минуты на две, наверное, вогнал в полный ступор и едва ли не убил всякое желание досматривать фильм.

Да и вообще поведение персонажей в подавляющем большинстве [!] сцен совершенно [!!] не соответствует исторической действительности конца XVIII века. Например, никогда и ни при каких обстоятельствах [!!!] посторонний мужчина не придёт ночью к незамужней женщине — даже с такой невинной целью как передать ей письмо. Причина, я думаю, понятна и в пояснении не нуждается. По той же, кстати, причине мистер Бингли ни за что бы не посмел войти в комнату к больной, не покидающей кровати Джейн. И по сходной причине леди Кэтрин никогда [!!!] бы не явилась в Лонгборн ночью. Это она-то — ярый поборник традиций и «приличий»!

Впрочем, на упомянутые приличия [равно как и на традиции] режиссёр [в купе со сценаристами] явно махнул рукой. О целовании рук на рассвете я скромно промолчу — при всей своей красоте и проникновенности этот момент абсолютно не возможен, так что не будем рассматривать откровенный нонсенс. Перейдём к материям более реальным, а конкретно — к сватовству мистера Дарси и последующему разговору мистера Беннета с дочерью. И тут спрашивается: что следовало бы сделать радушной хозяйке дома, желающей приветить удачного кавалера? Разумеется, пригласить в дом, напоить чаем и рассыпаться в любезностях. Что же мы видим вместо этого? Буквально трясущийся от волнения [!] Дарси нарезает нервные круги по двору Беннетов [это он-то — само воплощение сдержанности и хладнокровия!], а домочадцы Лонгборна во все глаза наблюдают за его метаниями из окна [!!] Это, конечно, не облизывание пальцев за столом, но нечто максимально к нему приближенное. Как по мне. :)

Ну да ладно. Закроем великодушно глаза на эти «несущественные мелочи» и припишем их «особому стилю» режиссёра, который к слову, оригинала-то и не читал явно стремился создать свой уникальный фильм, как можно более не похожий на версию 1995-го года. :) Надо сказать, ему это удалось. Даже чересчур. :)) Особенно в деталях. Жаль только, что и детали эти при всей своей красоте тоже исторической действительности не соответствуют. И поэтому меня искренне удивляет восхищение многих зрителей «стилизацией под Англию XVIII века». Да, «стилизация», безусловно, есть. И даже «под XVIII век». Да только не под Англию, а под Америку. В Англии тех времён дама никогда не бы позволила себе появиться на людях растрёпанной, а, между тем, почти в каждой сцене сёстры Беннет [да и подавляющее большинство других женских персонажей] ходят с полным отсутствием какой-либо причёски. Я уж молчу об отсутствии головного убора [ещё одна совершенно не реальная деталь]. Об элегантности и утончённости, свойственной тому времени, нет и речи. Платья милые, но слишком простые и… такое ощущение, что не очень чистые. :\ И лично мне, как человеку немного знакомому с бытом и нравами той эпохи, здорово «режет глаз» настойчивое стремление создателей фильма одеть незамужних девушек в тёмное. Но это уже действительно — мелочи. :)

Следующим неприятным сюрпризом для меня стали балы, которые в этой экранизации утратили весь свой шарм и очарование, сделавшись похожими на обычные деревенские пляски. Битком набитые залы, растрёпанные, неряшливые люди с блестящими от пота[!] лицами, резкие, лишённые плавности и грации движения… вот уж воистину вспомнишь замечательную фразу «книжного» мистера Дарси: «Every savage can dance». И нет ничего удивительного в том, что он относится к здешнему обществу с таким презрением и даже некоторой брезгливостью. Тут мы с ним во многом солидарны. :)

Вообще, «Гордость и предубеждение» 2005-го года имеет множество минусов — пожалуй, куда больше, чем плюсов. И дело даже не столько в несоответствии с прежними реалиями. Увы и ах, здорово подкачали актёры. :( Несмотря на то, что внешне Кира Найтли как Элизабет мне очень нравится — она вполне «канонично» маленькая и хрупкая — истинный характер её сильно искажён. По книге Лиззи Беннет — милая, остроумная, но тактичная и сдержанная девушка. Здесь же она слишком порывистая и чересчур смешливая. А временами её поведение вовсе мало чем отличается от поведения младших сестёр. Остроумие, конечно, видно — оно проявляется в диалогах, но вот глубину её ума создателям, как мне кажется, раскрыть не удалось.

То же касается и мистера Дарси, который в этой экранизации стал самым большим моим разочарованием. :(( Может быть внешне Мэтью Макфейден не менее мне симпатичен, чем Колин Фёрт. И он — тоже вполне «канонично» — высокий верзила. :) [Рост «книжного» Дарси — 6,5 футов, почти 2 метра]. Но вот ни величественности, ни аристократизма, ни «породы», ни той самой пресловутой гордости я в нём, увы, не заметила. На протяжении всего фильма мистер Дарси создаёт впечатление не гордого и высокомерного, а, скорее, забитого, неуверенного в себе человека. И в особенности такое ощущение достигается благодаря выражению его глаз. У Макфейдена невероятно печальные глаза. Согласно сюжету в них отражается скука и презрение, но лично я не увидела ни того, ни другого — только тоску. Разумеется, его взгляд не идёт ни в какое сравнение с тем-самым взглядом Фёрта, от которого подо мной едва ли не плавились стулья. :))) Глядя на Дарси Фёрта, не можешь избавиться от мысли: «Обожемой, какой шикарный мужчина!» XD А вот Дарси Макфейдена просто жаль и ничего более. Лично мне.

И, всё же, всё же… есть в этом фильме что-то, что не даёт мне поставить ему низкую оценку. Несмотря на все вышеперечисленные минусы, чем-то экранизация 2005-го года меня зацепила — и сильно. Я долго размышляла над этим и вдруг поняла причину. «Гордость и предубеждение — 2005» просто пропитан романтикой и какой-то… чувственностью. Да, пожалуй, это — самое подходящее слово! Он чувственный. И если в «классической» версии 1995-го года между парой Элизабет / Дарси чётко просматривалось «электричество», то здесь оно просто зашкаливает. Единственное, что на мой взгляд удалось Макфейдену и Найтли блестяще — это показать страсть. Между их героями в каждом взгляде, в каждом движении сквозит неимоверная сила притяжения, которую начинаешь почти физически ощущать в сцене объяснения под дождём. И помимо этой силы, этой страсти, превосходно передана «игра взглядами»: короткий, острый как кинжал, бросок — и сейчас же поспешный взгляд в сторону. [Я не хочу смотреть на тебя, но не могу удержаться…]

Мне кажется, в этом и заключается основная ценность фильма — здесь восхитительно раскрыто очень страстное и глубокое чувство, не верить в которое не возможно, и не менее великолепно изображена пламенная дуэль двух очень непростых характеров. Особенно ярко эта дуэль проявляется в сцене первого танца, и только за этот единственный момент я готова любить этот фильм, вопреки всем его недочётам. Эта сцена прекрасна! Она — сама по себе шедевр, который я могу пересматривать бесконечно и ради которой вообще стоит посмотреть эту версию. Миг, когда зал опустел и Дарси с Элизабет будто остались одни, как истинные дуэлянты — друг напротив друга со взглядами-шпагами наизготовку, настолько завораживает, что временами забываешь дышать. После этого момента мне захотелось натурально поаплодировать стоя. Я поняла, что с этой минуты готова простить фильму всё. :))

И, наверное, тогда я поняла, что если перестать смотреть на «Гордость и предубеждение — 2005» придирчивым взглядом фаната, то можно вполне получить удовольствие. Конечно, как экранизация новая версия проигрывает старой по многим [если не по всем] статьям. Но как просто красивая романтическая сказка он смотрится отлично. Если на время абстрагироваться от первоисточника и «стряхнуть» с себя «груз» знаний исторических реалий тех времён, в этот фильм вполне можно влюбиться или, по меньшей мере, попасть под его очарование. :)

Оценка: ★★★★

>> Вернуться к списку фильмов.

Форма входа
Поиск
Друзья сайта