Домашняя страница Элоры Климовой

Четверг, 23.01.2025, 01:20
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS

Рецензия х/ф «Правила виноделов».


>> Вернуться к списку фильмов.

Оригинальное название: The Cider House Rules.
Жанр: «думательная» мелодрама.
Страна, компания и год выпуска: США, Miramax Films, 1999 год.
Режиссёр: Лассе Халльстрём.
Сценарий: Джон Ирвинг.
В ролях: Тоби Магуайр, Шарлиз Терон, Майкл Кейн и др.
Роли дублировали: Борис Шувалов, Ольга Голованова, Андрей Градов и др.
Мировая премьера: 7 сентября 1999 года.
Российская премьера: 29 июня 2000 года.
Продолжительность: 125 минут.

Сюжет: 40-вые годы. Где-то далеко вовсю бушует война и тысячами гибнут люди, а в сиротском приюте «Сент-Клауд» на отшибе цивилизации решаются, как ни странно, всё те же вопросы жизни и смерти. Директор приюта доктор Ларч на свой страх и риск делает подпольные аборты, и, мучимые необходимостью страшного выбора, попавшие в тяжёлую ситуацию женщины идут к нему за помощью. Поскольку доктор уже в летах, он подбирает себе помощника – смышлёного паренька, рождённого в приюте и дважды возвращённого после усыновления. Едва ли не с детства юный Гомер Уэллс ассистирует доктору Ларчу и постепенно приобретает недюжинный акушерский опыт. Он обладает всеми необходимыми качествами: спокоен, твёрд, усерден, и, кажется, его наставнику нечего больше желать. Но сам Гомер думает иначе. Он не считает «Сент-Клауд» местом своего жизненного предназначения и хочет повидать мир, чтобы определить свою дальнейшую стезю…
 



Тема абортов для меня всегда была тяжёлой, и этот фильм я решилась посмотреть, во-первых, из-за Тоби Магуайра, а, во-вторых, по очень настойчивой рекомендации подруги, которая хорошо знает мои вкусы и в моём случае редко ошибается. Она оказалась права и в этот раз. Несмотря на невероятно серьёзную и непростую тему, «Правила виноделов» мне очень понравились. Скажу больше. Этот фильм меня поразил – поразил в самое сердце, как, наверное, поразит любого, у кого это сердце вообще есть. Настолько, что я ходила под впечатлением больше недели, обдумывая поднятые в фильме вопросы.

«Правила виноделов» – это история становления или, если хотите, взросления простого парня, слегка оторванного от жизни из-за необходимости вращаться в узком мирке сиротского приюта. Это история о слабости и мужестве, о выборе и долге, о первой любви, о поиске своего пути и, наконец, о жизни и смерти. Она оставляет после себя множество предметов для размышления и показывает проблемы аборта и личных отношений с разных, совершенно противоположных сторон. Этот фильм не оправдывает страшный выбор некоторых женщин. Но, в то же время, он и не осуждает их с жёсткой безапелляционностью, ведь каждый случай уникален, и, прежде чем вынести вердикт, надо знать все обстоятельства, толкнувшие на это будущую мать. И мало кто может предположить, что думают и чувствуют по этому поводу сами сироты, вынужденные как-то пробиваться в жизни без помощи и поддержки любящих родителей.

Никогда не забуду сильнейший разговор в машине между доктором Ларчем, Гомером и Бастером – одним из старших воспитанников приюта. В частности – фразу, которая сразу задела меня за живое: «А я всё равно рад, что не сгорел в печи». Одна единственная реплика сводит на нет все умозаключения на тему «не известно, что лучше: смерть или такая жизнь». Здесь вывод однозначен: жизнь лучше всегда. По крайней мере, для того, кто ею живёт. И каким бы тяжёлым фильм ни был в иных моментах, он воспевает жизнь со всеми её трудностями и радостями. Главный герой получает поистине уникальную возможность вырваться из привычного и даже в какой-то степени уютного приютского мирка, где, несмотря ни на что, все заботятся друг о друге как родные, и увидеть жизнь «большого мира» с разных сторон – и восхитительных, и страшных.

Другой вопрос, почувствует ли он себя частью этого мира, захочет ли остаться в нём. Чтобы узнать ответ и понять конечный выбор главного героя, нужно не просто пройти вместе с ним его путь, а попытаться увидеть происходящее его глазами, прочувствовать всё то, что он пережил за месяцы своих скитаний и жизни среди виноделов. Кто-то может сказать, что финальное решение Гомера продиктовано слабостью. Я же думаю, всё как раз наоборот. Конечно, необходимо немалое мужество, чтобы твёрдо стоять на своём и продолжать двигаться по неизведанному пути, каким бы сложным ни был тот путь. Но не меньшее мужество требуется и для того, чтобы признать былые заблуждения и принять свой жребий. Ведь никто не обещает, что он будет проще. :)

Лассе Халльстрём и Джон Ирвинг создали поразительную кино-историю, в которой доброта и отзывчивость смягчают все ужасы и несовершенства мира. Путь Гомера Уэллса не состоит из одних только радостей и приятных открытий. На нём юноше встретятся и боль, и печаль, и одиночество, и непонимание. Но Халльстрём даже страшные моменты умеет преподнести так, что они не вызывают отторжения. Несмотря на все трагедии, показанные в фильме, – большие и маленькие, он удивительным образом оставляет после себя ощущение какого-то света в душе. И это действительно уникально: ведь, если разобрать сюжет «по косточкам», сухо изложив события, ленту «Правила виноделов» никак нельзя назвать доброй. Но, тем не менее, огромное число зрителей именно так её и характеризуют. Как ни парадоксально это звучит, этот фильм добрый. И, чтобы сделать такое, нужен истинный талант – не только сценариста и режиссёра, но и всей без исключения съёмочной группы. И за этот несомненный талант я с удовольствием и без колебаний ставлю высший балл.

Оценка: ★★★★★

>> Вернуться к списку фильмов.

Форма входа
Поиск
Друзья сайта