Домашняя страница Элоры Климовой

Четверг, 23.01.2025, 01:11
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS

Рецензия х/ф «Тёмный Рыцарь».


>>Вернуться к списку фильмов.

Светлой памяти Хитклиффа Эндрю Леджера.


Оригинальное название:
The Dark Knight.
Жанр: околофантастический боевик с элементами нехилой психологической драмы.
Страна, компания и год выпуска: США-Великобритания, Warner Bros, 2008 год.
Режиссёр: Кристофер Нолан.
Сценарий: Кристофер Нолан, Джонатан Нолан, Дэвид Г. Сойер и др.
В ролях: Кристиан Бэйл, Хит Леджер, Аарон Экхарт, Мэгги Джилленхол, Гари Олдман и др.
Роли дублировали: Денис Беспалый, Владимир Зайцев, Людмила Шувалова и др.
Мировая премьера: 14 июля 2008 год.
Российская премьера: 14 августа 2008 год.
Продолжительность: 152 минуты.

Сюжет: Несмотря на появление таинственного защитника «без страха и упрёка», Готэм-сити по-прежнему задыхается от коррупции и мафиозных разборок. Горстка честных блюстителей закона, среди которых особенно выделяется новый окружной прокурор Харви Дент – Белый Рыцарь Готэма – с переменным успехом борется с криминалом. Однако ситуация в городе становится всё хуже, а совсем уж скверный оборот принимает после появления Джокера – харизматичного и неуловимого преступника, главная цель которого – сеять Хаос...



Мне трудно писать об этом фильме. Не потому, что о шедеврах вообще сложно написать отстранённо и непредвзято. Не потому, что мне тяжело найти слова, которые способны в точности описать всю гамму чувств и мыслей, которые пробудил во мне «Тёмный Рыцарь». И даже не потому, что у меня до сих пор щемит сердце при мысли о последней – действительно последней – роли Хита Леджера. Мне трудно писать об этом фильме потому, что он произвёл на меня слишком неизгладимое впечатление и окончательно перевернул с ног на голову все мои прежние представления о Бэтмен-саге. Мне очень трудно написать спокойную и объективную рецензию, когда в душе, сердце и голове толпится такое количество мыслей и эмоций. С первых же кадров я попала в плен этого мира, этих героев и этой истории – пронзительной, страшной и до безумия реалистичной, как парадоксально это ни звучит в отношении кино-комикса. Это – шедевр. Однозначный шедевр в своём жанре. И я понимаю критиков, высоко оценивших этот фильм.

-Когда вы зашиваете свои раны, вокруг вас лужи крови.
- Они напоминают мне, что стоит учиться на своих ошибках.
- Что ж, в таком случае, вы должны быть уже чертовски умны.

Если приквел «Тёмного Рыцаря» – «Бэтмен: Начало» был просто живым, то сам «Тёмный Рыцарь» – живой в квадрате… нет, даже в кубе, если так вообще можно выразиться! Реализм здесь просто зашкаливает, и невозможно – просто невозможно не верить во всё происходящее на экране, хотя местами там творится полнейшая фантасмагория. Может быть, в самом начале у меня ещё была какая-то иллюзия просмотра очередной фантастической истории о супер-герое, но после одной-единственной сцены это ощущение тут же пропало и больше не возникало до самого последнего кадра. В этой сцене Брюс зашивал себе рваную рану от собачьего укуса на руке. Это было настолько грубо, жутковато, абсолютно реалистично и… в то же время – трогательно, что я, кажется, даже выдохнуть забыла, глядя на это. Нолан учёл предыдущие недочёты и одним небрежным штрихом окончательно разрушил всё «каноническое» представление о Бэтмене как о сверх-человеке. Непобедимый Брюс Уэйн оказался самым обычным парнем, вполне уязвимым, с кучей синяков и шрамов на теле (не говоря уже о душе). А то, что он латал себя сам, в очередной раз показало его беспредельное одиночество: он даже врачу не может толком довериться из страха раскрыть свою тайну.

Я верю, что однажды наступит день, когда Готэму не нужен будет Бэтмен. Но я не уверена, что Бэтмен не будет нужен тебе.

Человечность Уэйна / Бэтмена превосходно раскрывает и его окружение, особенно главная героиня Рэйчел Доуз и окружной прокурор Харви Дэнт. Этот своеобразный любовный треугольник не только вносит дополнительную интригу в повествование, но и помогает лучше раскрыть характеры всех троих, и, главным образом, характер Брюса. И без того несчастный в своём одиночестве персонаж здесь предстаёт чуть ли не образцом жертвенности. Ведь он прекрасно понимает, что человеку его склада и рода занятий лучше быть одному. Более того, в глубине души он осознаёт: Рэйчел права, Бэтмен стал неотъемлемой частью его жизни, его Альтер-эго, и не известно, сумеет ли он когда-нибудь отказаться от этой стороны своей натуры. Кстати, в финальном разговоре именно на это делает упор и Джокер: в других выражениях, но смысл-то остаётся тот же. По сути, Брюса Уэйна нельзя назвать нормальным человеком. Он странный. Неоднозначный. Местами – неуверенный в себе. Местами – запутавшийся. Бесконечно одинокий, даже несмотря на поддержку верного Альфреда. И живой. Очень, очень живой. Но всё-таки НЕ нормальный.

Безумие – как гравитация. Нужно только подтолкнуть.

Однако главным открытием в «Тёмном Рыцаре» для меня стал, конечно же, Джокер – последняя, легендарная, бессмертная роль Хита Леджера, которая останется вечным памятником его актёрскому мастерству и несомненному таланту. Это – нечто совершенно потрясающее, выходящее далеко за рамки игры. Да ведь он и не играет – он живёт! По-настоящему живёт – гораздо сильнее и пронзительней всех прочих актёров. Я до сих пор не могу поверить, что этого человека – настойчивого, талантливого, способного настолько раствориться в образе своего персонажа, такого живого и настоящего – больше нет на свете. Он ушёл слишком рано, и поклонникам его творчества вдвойне горько осознавать, что ушёл он тогда, когда его актёрское мастерство только-только начало раскрываться в полную силу. «Тёмный Рыцарь» стал его бенефисом, лучшей ролью – не только его личной, но и вообще лучшей ролью злодея за всю историю «Бэтмениады», а, возможно, и мирового кинематографа.

Ты чё такой серьёзный?

Такого Джокера ещё никогда не было. Это не просто маньяк, не просто психопат, «мечтающий видеть мир в огне». Это – человек-идея. Пусть чудовищная, пусть безумная, но идея. И поэтому к Джокеру, вместе со страхом и отвращением, испытываешь острую жалость и, как ни странно, уважение. Его жесты, мимика, взгляд – особенно взгляд! – ведь они насквозь пропитаны болью и разочарованием: в жизни, в устройстве мира, в человеческой морали. Мне кажется, именно поэтому он играет без правил, вне всякой системы. Он – действительно посланник Хаоса, сеющий смуту ради смуты, полная противоположность Бэтмену, у которого, несмотря на моральные метания, всё же имеются довольно чёткие планы и представления о чести, долге и справедливости. Идея Джокера в том, что ничего этого нет в принципе. Он превосходно знает человеческую натуру и своими кошмарными «экспериментами» пытается доказать тем, кто ещё не уверовал, всю подлость и низость людей в борьбе за собственную жизнь. (Чего стоит эпизод с людьми на паромах!) Остаётся только гадать, что видел и пережил этот человек, чтобы так небрежно относиться к жизни – и своей, и чужой. Он абсолютно бесстрашен. И, в отличие от Бэтмена, никогда ни в чём не сомневается. С таким сильным и харизматичным персонажем можно было бы сочинить множество историй, но, увы, этому не суждено было случиться. Такого Джокера уже никогда не будет.

Все просто: ты или умираешь героем, или живешь, пока не становишься негодяем.

Ещё один несомненный плюс «Тёмного Рыцаря» – его неожиданный финал. Когда, казалось бы, зло наказано (умолчим – какой ценой) и героям пора бы разойтись по домам, создатели фильма подкидывают зрителю очередной лихой поворот, дающий новую пищу для размышлений. На сцену выходит Двуликий – шальное творение Джокера, человек, обезумевший от горя и потерявший смысл жизни, бывший оплот Закона и вершитель правосудия, ныне превратившийся в слепого мстителя. Он не менее страшен, чем сам Джокер, и не столько внешне (хотя и не без этого), сколько внутренне. Несмотря на острое сочувствие, которое испытываешь к нему, сразу ясно: этого человека нужно остановить – иначе конец. Он будет убивать: сначала действительно виноватых, а потом и всех остальных, кто попадётся под руку. Только так он сможет утолить свою боль. Его нужно остановить. И тут мужество Бэтмена / Уэйна раскрывается до конца. Чтобы пожертвовать здоровьем, а то и жизнью во имя справедливости, нужна колоссальная сила духа. Но ещё большая сила требуется на то, чтобы пожертвовать ради других своей честью и добрым именем. Брюс идёт на этот шаг, и лично меня это покорило окончательно. Этот последний штрих блистательно вывел картину за рамки обычного фантастического боевика и поставил её на одну доску с психологической драмой.

Порой правда недостаточно хороша. Порой люди заслуживают большего. Порой люди заслуживают, чтобы их вера вознаграждалась.

Брюс Уэйн – вообще персонаж довольно трагичный. Джокер недаром делает акцент на их сходстве: они действительно две стороны одной медали, разные полюса одного безумия. У них нет друг перед другом преимуществ, и, пожалуй, единственное, что выделяет Уэйна, – это его присутствие духа, особенно перед лицом горя. Так же как не слишком нравственные жители Готэма своим поведением на паромах заслужили право на Светлого Героя, так и Брюс Уэйн заслужил право на красивую иллюзию. Даже не просто заслужил – выстрадал это право. И Альфред поступил абсолютно правильно, когда сжёг письмо Рэйчел. Иногда ложь действительно лучше правды. Иногда ложь необходима, чтобы сохранить рассудок… или то, что от него осталось.

«Тёмный Рыцарь» – очень сильный и неоднозначный фильм. Конечно, кто захочет, обязательно найдёт в нём немало технических неувязок. Я и сама их находила, но – честное слово – по сравнению с мощнейшим эмоциональным посылом и проблемами, которые он затрагивает, на эти неувязки не хочется обращать внимание. И я не стану говорить о музыке, визуальном ряде и спецэффектах – в проекте такого уровня и бюджета, они разумеется, не могут быть плохими. Но они второстепенны рядом с идеей и сюжетом. Этот фильм стоит посмотреть хотя бы раз, чтобы приблизиться к миру, созданному режиссёрским мастерством Кристофера Нолана, талантом Кристиана Бэйла и гением Хита Леджера. А уж как воспринять его – каждый зритель решит сам.

Оценка: ★★★★★

>>Вернуться к списку фильмов.
Форма входа
Поиск
Друзья сайта