Производство: Германия, США
Премьера: 1999 год
Продолжительность: 135 мин
Режиссер: Дэвид Финчер
В ролях: Брэд Питт, Эдвард Нортон, Хелена Бонэм Картер
Сценарий: Чак Паланик, Джим Улс
Жанр: драма, триллер
Бюджет: 46 млн. долларов
Чаще всего Голливуд снимает откровенно слабые фильмы по сильным книгам.
Чуть реже – сильные фильмы по сильным книгам. Но бывают и невероятные
исключения, когда по довольно посредственной книге снимается шедевр. К
таким счастливым исключениям относится «Бойцовский Клуб».
Я пересматривала этот фильм 2 раза, что уже говорит о том, насколько сильное впечатление он на меня произвёл. А вот книгу дочитать так и не смогла по банальной причине – «ниасилила». :D Перевод ужасен, причём во всех трёх вариантах, которые были найдены на просторах Интернета. Рваный язык, путанное, прерывистое повествование. Но так как оторваться всё-таки невозможно, сегодня приступаю к чтению оригинала (на английском языке), чтобы составить окончательное впечатление. Ну да речь не о книге…
Итак, главная мысль фильма – своеобразный манифест о свободе. «Своеобразный» потому, что далеко не все с ним согласятся и далеко не каждый способен отказаться от всего: материальных благ, устоявшихся привычек, привязанностей, страха смерти, инстинкта самосохранения и даже от собственного имени ради идеи. А главный герой ленты не только практически сделал это, но и умудрился втравить в свой безумный проект огромное количество людей.
А как невинно всё начиналось… Жил себе тихий, скромный, забитый клерк … Кстати, забавно. Почему-то в Сети другие «рецензенты» окрестили его Джеком, хотя в фильме он сам же чётко и внятно говорит главной героине настоящее, не вымышленное имя – Корнелиус. Невнимательно смотрели? Очевидно, путаница вышла из-за газетных статей, которые персонаж Эдварда Нортона нашёл в заброшенном особняке. Эти статьи были написаны «от имени внутренних органов» некого абстрактного Джека (другой перевод – Джо). Видимо отсюда и пошло. :)
Так вот. Жил себе тихий, забитый клерк с кучей комплексов. И вроде бы всё у него было хорошо: шикарная квартира в элитном доме, в приличном районе, высокооплачиваемая работа, престижная мебель, достаточно обеспеченное будущее. В общем, тишь да гладь, да божья благодать. Казалось бы, живи и радуйся, ан нет! Оказывается, роскошные апартаменты нашему клерку давно опротивели, работа не приносит удовлетворения, ненавистный шеф вечно напрягает с отчётами, женщины не любят, родственники не звонят и плюс ко всему этому мучает проклятая бессонница.
Врачи и таблетки не помогают, и несчастный Корнелиус вынужден искать спасение в совершенно немыслимых для нашего нормального рассудка местах. Он посещает анонимные общества больных раком, туберкулёзом, лейкемией и т.п., где находит своеобразную психологическую отдушину. Здоровый сон восстановлен, жизнь начинает налаживаться.
И тут появляется таинственная Марла – женщина с неизменной сигаретой в худых пальцах. Она тоже страдает бессонницей и таким же способом пытается от неё избавиться. Всё летит кувырком. Корнелиус уже не может нормально расслабиться и получить необходимую разрядку, когда в обществе присутствует ещё один «симулянт». Бессонница возвращается и теперь мучает беднягу ещё сильнее. С этого всё и начинается…
В самолёте, между сном и явью, происходит его роковая «встреча» с Тайлером Дерденом. Герой Бреда Питта интересный собеседник и весьма нестандартная личность. Он производит впечатление свободного, дерзкого и независимого человека, который легко скользит по жизни, особо не «заморачиваясь» на мелочах. Бытовые удобства для него не имеют значения, общественное мнение – не имеет значение, привязанность – ерунда, а самое главное – свобода, возможность делать всё, что заблагорассудится. Что он и делает в «своём» полузаброшенном особняке в захолустном нежилом районе. Корнелиусу всё больше и больше нравится Тайлер. «Вы пока что самый интересный из моих одноразовых друзей»…(цитата) Под конец они даже обмениваются визитками, чего раньше с нашим клерком не случалось.
И тут события принимают совершенно неожиданный оборот. Вдруг сгорает от взрыва газа квартира Корнелиуса. Всё, что он подбирал с такой тщательностью – вещи, мебель, гардероб, вынесено ударной волной в окно. Конечно, потеря жилища – удар для каждого человека, но для героя Нортона она приобретает прямо-таки роковой смысл. Сгорела не просто квартира, место, где спишь, бреешься и завтракаешь. Огонь уничтожил целый мир, привычный и устоявшийся. Тот самый мир, который уже начал надоедать, но без которого теперь неимоверно тяжело. Вот тогда Корнелиус и принимает решение позвонить Тайлеру. Так появляется «Бойцовский Клуб».
«Первое правило Бойцовского Клуба – никогда не упоминать о Бойцовском Клубе» (цитата) Рассказывать сюжет дальше не имеет смысла, ибо зачем тогда смотреть фильм? Скажу одно: в том, что люди, которым опостылела собственная жизнь, начали находить утешение в Клубе, в общем-то, нет ничего неудивительного. Америкосы вообще в массе своей немного «прибацнутые». :D Но ведь и у нас – уличные драки не редкость. Правда, до такого абсурда, конечно, не доходит, и слава Силам. Но фильм, без сомнения, очень мощный, яркий, запоминающийся, потрясающий откровенно антиобщественным и анархистским эмоциональным зарядом.
Дэвид Финчер захотел снять нестандартное, провокационное кино и, надо сказать, это ему удалось. «Отринуть всё, кроме самого важного» (цитата). Но что же по мнению Тайлера Дердена самое важное? Свобода. Абсолютная, ничем не ограниченная свобода распоряжаться своей и чужой жизнью. Точнее нет. Свобода распоряжаться своей и чужой смертью. До чего может довести это безумное стремление к абсолютной свободе, и показано в фильме. Кто-то, возможно, его не поймёт. Кому-то идея покажется избитой. Каждый найдёт в «Бойцовском Клубе» что-то своё, что-то одному ему близкое и понятное. Фильм однозначно стоит посмотреть хотя бы один раз для «общего развития».
Ну и напоследок пара слов об игре актёров. Великолепны все, начиная от такого, казалось бы, эпизодического персонажа, как шеф Корнелиуса, заканчивая героем Бреда Питта. Последний вообще – просто невероятен. Такого мастерства, я даже, признаться, от него не ожидала. Образ Тайлера Дердена исчерпывающе раскрыт и завершён. Как немного пафосно сказал один из моих друзей, большой фанат этой ленты, - «Сам Дьявол не сыграл бы лучше». Эдвард Нортон превосходно вошёл в роль страдающего бессонницей клерка. Этот мутный взгляд, эта вечно сонная, чуть удивлённая физиономия… Великолепно! Все актёры на своих местах.
Кроме Хелены Картер. В каждом фильме обязательно найдётся «ложка дёгтя». В «Бойцовском Клубе» такой «ложкой» для меня стала её героиня – Марла Сингер. Может быть, мне не стоило читать книгу? По книге Марла – вполне нормальная, просто слегка запутавшаяся женщина, которая действительно любит Корнелиуса и готова терпеть все его мозговые завихрения. Ей даже сочувствуешь. В фильме же получилась некая помесь драной кошки с базарной бабой, вы уж меня простите. Никакой любви в ленте нет и в помине. Вспомнить хотя бы слова Тайлера: «Это ты трахаешь Марлу, но ей это без разницы». Хотя, думаю, что лирическая тема, только бы всё испортила – исчез бы особый настрой, которым пропитан каждый кадр. В этом плане у Хелены Картер просто немного проигрышный образ. В общем, накидываем минус за неудавшийся (имхо) образ Марлы Сингер. И получаем…
Оценка: ★★★★★
(А так было бы 6 XD).
Я пересматривала этот фильм 2 раза, что уже говорит о том, насколько сильное впечатление он на меня произвёл. А вот книгу дочитать так и не смогла по банальной причине – «ниасилила». :D Перевод ужасен, причём во всех трёх вариантах, которые были найдены на просторах Интернета. Рваный язык, путанное, прерывистое повествование. Но так как оторваться всё-таки невозможно, сегодня приступаю к чтению оригинала (на английском языке), чтобы составить окончательное впечатление. Ну да речь не о книге…
Итак, главная мысль фильма – своеобразный манифест о свободе. «Своеобразный» потому, что далеко не все с ним согласятся и далеко не каждый способен отказаться от всего: материальных благ, устоявшихся привычек, привязанностей, страха смерти, инстинкта самосохранения и даже от собственного имени ради идеи. А главный герой ленты не только практически сделал это, но и умудрился втравить в свой безумный проект огромное количество людей.
А как невинно всё начиналось… Жил себе тихий, скромный, забитый клерк … Кстати, забавно. Почему-то в Сети другие «рецензенты» окрестили его Джеком, хотя в фильме он сам же чётко и внятно говорит главной героине настоящее, не вымышленное имя – Корнелиус. Невнимательно смотрели? Очевидно, путаница вышла из-за газетных статей, которые персонаж Эдварда Нортона нашёл в заброшенном особняке. Эти статьи были написаны «от имени внутренних органов» некого абстрактного Джека (другой перевод – Джо). Видимо отсюда и пошло. :)
Так вот. Жил себе тихий, забитый клерк с кучей комплексов. И вроде бы всё у него было хорошо: шикарная квартира в элитном доме, в приличном районе, высокооплачиваемая работа, престижная мебель, достаточно обеспеченное будущее. В общем, тишь да гладь, да божья благодать. Казалось бы, живи и радуйся, ан нет! Оказывается, роскошные апартаменты нашему клерку давно опротивели, работа не приносит удовлетворения, ненавистный шеф вечно напрягает с отчётами, женщины не любят, родственники не звонят и плюс ко всему этому мучает проклятая бессонница.
Врачи и таблетки не помогают, и несчастный Корнелиус вынужден искать спасение в совершенно немыслимых для нашего нормального рассудка местах. Он посещает анонимные общества больных раком, туберкулёзом, лейкемией и т.п., где находит своеобразную психологическую отдушину. Здоровый сон восстановлен, жизнь начинает налаживаться.
И тут появляется таинственная Марла – женщина с неизменной сигаретой в худых пальцах. Она тоже страдает бессонницей и таким же способом пытается от неё избавиться. Всё летит кувырком. Корнелиус уже не может нормально расслабиться и получить необходимую разрядку, когда в обществе присутствует ещё один «симулянт». Бессонница возвращается и теперь мучает беднягу ещё сильнее. С этого всё и начинается…
В самолёте, между сном и явью, происходит его роковая «встреча» с Тайлером Дерденом. Герой Бреда Питта интересный собеседник и весьма нестандартная личность. Он производит впечатление свободного, дерзкого и независимого человека, который легко скользит по жизни, особо не «заморачиваясь» на мелочах. Бытовые удобства для него не имеют значения, общественное мнение – не имеет значение, привязанность – ерунда, а самое главное – свобода, возможность делать всё, что заблагорассудится. Что он и делает в «своём» полузаброшенном особняке в захолустном нежилом районе. Корнелиусу всё больше и больше нравится Тайлер. «Вы пока что самый интересный из моих одноразовых друзей»…(цитата) Под конец они даже обмениваются визитками, чего раньше с нашим клерком не случалось.
И тут события принимают совершенно неожиданный оборот. Вдруг сгорает от взрыва газа квартира Корнелиуса. Всё, что он подбирал с такой тщательностью – вещи, мебель, гардероб, вынесено ударной волной в окно. Конечно, потеря жилища – удар для каждого человека, но для героя Нортона она приобретает прямо-таки роковой смысл. Сгорела не просто квартира, место, где спишь, бреешься и завтракаешь. Огонь уничтожил целый мир, привычный и устоявшийся. Тот самый мир, который уже начал надоедать, но без которого теперь неимоверно тяжело. Вот тогда Корнелиус и принимает решение позвонить Тайлеру. Так появляется «Бойцовский Клуб».
«Первое правило Бойцовского Клуба – никогда не упоминать о Бойцовском Клубе» (цитата) Рассказывать сюжет дальше не имеет смысла, ибо зачем тогда смотреть фильм? Скажу одно: в том, что люди, которым опостылела собственная жизнь, начали находить утешение в Клубе, в общем-то, нет ничего неудивительного. Америкосы вообще в массе своей немного «прибацнутые». :D Но ведь и у нас – уличные драки не редкость. Правда, до такого абсурда, конечно, не доходит, и слава Силам. Но фильм, без сомнения, очень мощный, яркий, запоминающийся, потрясающий откровенно антиобщественным и анархистским эмоциональным зарядом.
Дэвид Финчер захотел снять нестандартное, провокационное кино и, надо сказать, это ему удалось. «Отринуть всё, кроме самого важного» (цитата). Но что же по мнению Тайлера Дердена самое важное? Свобода. Абсолютная, ничем не ограниченная свобода распоряжаться своей и чужой жизнью. Точнее нет. Свобода распоряжаться своей и чужой смертью. До чего может довести это безумное стремление к абсолютной свободе, и показано в фильме. Кто-то, возможно, его не поймёт. Кому-то идея покажется избитой. Каждый найдёт в «Бойцовском Клубе» что-то своё, что-то одному ему близкое и понятное. Фильм однозначно стоит посмотреть хотя бы один раз для «общего развития».
Ну и напоследок пара слов об игре актёров. Великолепны все, начиная от такого, казалось бы, эпизодического персонажа, как шеф Корнелиуса, заканчивая героем Бреда Питта. Последний вообще – просто невероятен. Такого мастерства, я даже, признаться, от него не ожидала. Образ Тайлера Дердена исчерпывающе раскрыт и завершён. Как немного пафосно сказал один из моих друзей, большой фанат этой ленты, - «Сам Дьявол не сыграл бы лучше». Эдвард Нортон превосходно вошёл в роль страдающего бессонницей клерка. Этот мутный взгляд, эта вечно сонная, чуть удивлённая физиономия… Великолепно! Все актёры на своих местах.
Кроме Хелены Картер. В каждом фильме обязательно найдётся «ложка дёгтя». В «Бойцовском Клубе» такой «ложкой» для меня стала её героиня – Марла Сингер. Может быть, мне не стоило читать книгу? По книге Марла – вполне нормальная, просто слегка запутавшаяся женщина, которая действительно любит Корнелиуса и готова терпеть все его мозговые завихрения. Ей даже сочувствуешь. В фильме же получилась некая помесь драной кошки с базарной бабой, вы уж меня простите. Никакой любви в ленте нет и в помине. Вспомнить хотя бы слова Тайлера: «Это ты трахаешь Марлу, но ей это без разницы». Хотя, думаю, что лирическая тема, только бы всё испортила – исчез бы особый настрой, которым пропитан каждый кадр. В этом плане у Хелены Картер просто немного проигрышный образ. В общем, накидываем минус за неудавшийся (имхо) образ Марлы Сингер. И получаем…
Оценка: ★★★★★
(А так было бы 6 XD).
>> Вернуться к списку фильмов.