Оригинальное название: Avatar.
Жанр: приключенческая фантастика с элементами боевика.
Страна и год выпуска: США-Великобритания, 2009.
Режиссёр: Джеймс Кэмерон.
Сценарий: Джеймс Кэмерон.
В ролях: Сэм Уоррингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер, Стивен Лэнг и др.
Роли дублировали: Александр Ноткин, Мария Цветкова, Мария Кузнецова и др.
Мировая премьера: 10 декабря 2009.
Российская премьера: 17 декабря 2009.
Продолжительность: 162 минуты.
Сюжет:
Джейк Салли — бывший морской пехотинец, прикованный к инвалидному
креслу. Несмотря на немощное тело, Джейк в душе по-прежнему остается
воином. Он получает задание совершить путешествие в несколько световых
лет к базе землян на планете Пандора, где корпорации добывают редкий
минерал, имеющий огромное значение для выхода Земли из энергетического
кризиса. Как оператор аватара — биологического тела, способного
нормально существовать в условии атмосферы Пандоры, он открывает для
себя новый мир Пандоры и народа На'Ви, знакомится с некоторыми наиболее
яркими его представителями. Однако, по мере того, как этот мир
становится ему всё ближе, к Пандоре приближается страшная угроза...
Это – восторг! Это – полнейший экстаз! Это – шедевр, абсолютный и
безоговорочный. Даже сейчас, по прошествии нескольких дней, я всё ещё
чувствую тот колоссальный душевный подъём и те потрясающие по силе
переживания, которые вызвал во мне этот фильм. Даже несмотря на столь
короткий срок, прошедший с момента первого просмотра, я уже успела
пересмотреть его, и уверена, что это – далеко не последний раз. Я
совершенно точно не ошибусь, если скажу что «Аватар» – лучшее, что я
видела за последние… нет, даже не пять – десять лет. Это –
действительно прорыв в кинематографе и не только чисто технологический,
но и «идейный». Наверное, такое же потрясение вызвали в своё время
легендарные «Звёздные войны».
В «Аватаре» прекрасно всё: от идеи, до реализации, от
музыки до проходов камеры, от мельчайшей травинки, трепещущей на ветру,
до гигантского древа, рядом с которым даже массивный истребитель
кажется пушинкой. Мир, созданный воображением Джеймса Кэмерона и
высокими технологиями компании «Weta Digital», абсолютно живой,
реальный и прекрасный. Он живой, понимаете?! В него веришь с самой
первой до самой последней секунды просмотра… нет, даже дольше, гораздо
дольше. В него хочется верить. Мир Пандоры – настолько яркое воплощение
красоты и гармонии, что не полюбить его просто не возможно.
Захватывающие дух виды, многообразие флоры и фауны, очаровательные
местные жители – сильные и мудрые, всё это поражает в самое сердце и не
отпускает даже после финальных титров. В этом мире хочется жить! Я
абсолютно уверена, что каждый зритель хоть на одну секунду почувствует
жгучее желание стать одним из Народа Оматикайя.
О спецэффектах говорить излишне. Это надо видеть! Причём, желательно – на большом экране и в отличном качестве. «Аватар» – это вообще шедевр визуализации, мечта самого взыскательного эстета. Это – настоящий графический прорыв в мировом кинематографе, побивший по всем статьям даже известную японскую «Final Fantasy. Advent Children», которая, к сожалению, в странах СНГ прошла незамеченной. «Final Fantasy» рядом с «Аватаром» выглядит разминкой, так сказать, «пробой пера». В начале рецензии я недаром сравнила «Аватар» со «Звёздными войнами». В те годы они были действительно новым словом в визуализации. Теперь их место занял «Аватар», став той планкой, которую следует в будущем преодолеть другим режиссёрам… или хотя бы до неё дотянуться.
Но дело не только в превосходной реализации, но и в самой идее фильма. Вспомните, сколько хороших с идейной точки зрения картин сгубила отвратительная постановка. Но без идеи никакая режиссура и никакие даже самые гениальные актёры ленту не спасут. В «Аватаре» же, помимо удивительно красивого и продуманного мира, присутствует мощнейший по эмоциональной силе призыв беречь планету, Природу, гармонию в ней, ценить жизнь – и не только свою собственную, но каждую отдельно взятую и, в конце концов, бороться за это до последнего, даже когда, казалось бы, выхода нет. «Аватар» – это гимн Любви к Природе и к человечеству, это гимн мудрости, дарующей способность видеть красоту, это гимн храбрости и отваге настоящего героя, готового идти с луком и стрелами против автоматов. Это – захватывающая сказка о доброте и жестокости, о любви и ненависти, о дружбе и непонимании, о духовной слепоте и прозрении. И не так важно, сколько в ней логических неувязок. Поверьте, когда вы будете это смотреть, цепляться за них у вас не возникнет ни малейшего желания.
Что же до актёров… я снимаю шляпу. Потому что настолько чётко передать мимику и эмоции компьютерных персонажей, пользуясь практически всё время исключительно набором датчиков… это надо суметь! Между тем, герои фильма настолько живые, яркие и правдоподобные, что в их чувства и поступки веришь до самой последней секунды. Отлично переданы характеры всех: простого парня-солдата, ставшего перед нелёгким выбором, учёного-энтузиаста, который даже будучи при смерти думает о том, как бы «взять образцы», жестокого полубезумного вояки и трусливого чиновника, для которого важна только нажива. Прекрасно выписаны образы Нейтири (главной героини), ЦуТея (сына вождя), духовной наставницы Оматикайя. В «Аватаре» даже второстепенные персонажи очень колоритны: вспомнить ту же Труди или Нормана.
Ну и, конечно, немалой доле успеха фильма способствует качественный перевод и совершенно потрясающая музыка Джеймса Хорнера, которая вписалась в действие настолько идеально, что отделить её от фильма – всё равно что убрать из организма жизненно важный орган. Все эти маленькие, но очень важные штрихи и составляют картину, которая уже стала моей любимой, над которой я рыдала не только в кинотеатре, но и при повторном просмотре дома, которую я буду ещё не раз пересматривать и которую обязательно куплю в DVD. Три часа экранного времени пролетают как 3 минуты. И пусть особенно занудствующие личности кричат об «избитом» сюжете и недостатке живой (не цифровой) игры, им не заглушить того искреннего восторга, который этот фильм, несомненно заслуживает.
О спецэффектах говорить излишне. Это надо видеть! Причём, желательно – на большом экране и в отличном качестве. «Аватар» – это вообще шедевр визуализации, мечта самого взыскательного эстета. Это – настоящий графический прорыв в мировом кинематографе, побивший по всем статьям даже известную японскую «Final Fantasy. Advent Children», которая, к сожалению, в странах СНГ прошла незамеченной. «Final Fantasy» рядом с «Аватаром» выглядит разминкой, так сказать, «пробой пера». В начале рецензии я недаром сравнила «Аватар» со «Звёздными войнами». В те годы они были действительно новым словом в визуализации. Теперь их место занял «Аватар», став той планкой, которую следует в будущем преодолеть другим режиссёрам… или хотя бы до неё дотянуться.
Но дело не только в превосходной реализации, но и в самой идее фильма. Вспомните, сколько хороших с идейной точки зрения картин сгубила отвратительная постановка. Но без идеи никакая режиссура и никакие даже самые гениальные актёры ленту не спасут. В «Аватаре» же, помимо удивительно красивого и продуманного мира, присутствует мощнейший по эмоциональной силе призыв беречь планету, Природу, гармонию в ней, ценить жизнь – и не только свою собственную, но каждую отдельно взятую и, в конце концов, бороться за это до последнего, даже когда, казалось бы, выхода нет. «Аватар» – это гимн Любви к Природе и к человечеству, это гимн мудрости, дарующей способность видеть красоту, это гимн храбрости и отваге настоящего героя, готового идти с луком и стрелами против автоматов. Это – захватывающая сказка о доброте и жестокости, о любви и ненависти, о дружбе и непонимании, о духовной слепоте и прозрении. И не так важно, сколько в ней логических неувязок. Поверьте, когда вы будете это смотреть, цепляться за них у вас не возникнет ни малейшего желания.
Что же до актёров… я снимаю шляпу. Потому что настолько чётко передать мимику и эмоции компьютерных персонажей, пользуясь практически всё время исключительно набором датчиков… это надо суметь! Между тем, герои фильма настолько живые, яркие и правдоподобные, что в их чувства и поступки веришь до самой последней секунды. Отлично переданы характеры всех: простого парня-солдата, ставшего перед нелёгким выбором, учёного-энтузиаста, который даже будучи при смерти думает о том, как бы «взять образцы», жестокого полубезумного вояки и трусливого чиновника, для которого важна только нажива. Прекрасно выписаны образы Нейтири (главной героини), ЦуТея (сына вождя), духовной наставницы Оматикайя. В «Аватаре» даже второстепенные персонажи очень колоритны: вспомнить ту же Труди или Нормана.
Ну и, конечно, немалой доле успеха фильма способствует качественный перевод и совершенно потрясающая музыка Джеймса Хорнера, которая вписалась в действие настолько идеально, что отделить её от фильма – всё равно что убрать из организма жизненно важный орган. Все эти маленькие, но очень важные штрихи и составляют картину, которая уже стала моей любимой, над которой я рыдала не только в кинотеатре, но и при повторном просмотре дома, которую я буду ещё не раз пересматривать и которую обязательно куплю в DVD. Три часа экранного времени пролетают как 3 минуты. И пусть особенно занудствующие личности кричат об «избитом» сюжете и недостатке живой (не цифровой) игры, им не заглушить того искреннего восторга, который этот фильм, несомненно заслуживает.
Оценка: ★★★★★★ (SIC!!!)
>> Вернуться к списку фильмов.