>> Вернуться к списку фильмов.
Оригинальное название: Петербургские тайны.
Жанр: остросюжетная драма с элементами детектива.
Страна, компания и год выпуска: Россия, Останкино, 1994 год.
Режиссёр: Вадим Зобин, Леонид Пчелкин.
Сценарий: Михаил Угаров, Елена Гремина, Всеволод Крестовский.
В ролях: Елена Яковлева, Наталья Гундарева, Виктор Раков, Николай Караченцев и др.
Продолжительность: 2496 минут.
В деревенской глуши, среди живописных рощ и романтических уголков старинного парка имения князей Чечевинских разворачивается старая как мир история. Юная княжна Анна Чечевинская, из года в год безвыездно живущая с престарелым чудаком-отцом, влюбляется в красавца и известного сердцееда князя Дмитрия Шадурского, соседа по имению. Казалось бы, ничто не мешает двум молодым людям благородного происхождения и примерно равного состояния соединиться, если бы не одно «но» – князь Дмитрий женат. Впрочем, ему это нисколько не мешает закрутить головокружительный роман с очаровательной соседкой и в тайне от простоватого отца сделаться её любовником. Неопытная княжна всем сердцем отдаётся новому чувству, не слишком думая о последствиях и забыв об обществе, которое всегда готово во всех подробностях смаковать подобные скандалы.
Тем временем умирает её дядя, не успев дать волю своей крепостной ключнице и её дочери, которую князь считает своей и воспитывает как княжну. Поместье наследует мать Анны Чечевинской – женщина невероятно жёсткая и даже жестокая. Решив проучить «зарвавшихся» крепостных, ключницу – любовницу своего брата – она отсылает на скотный двор, а молодую Наташу приставляет горничной к Анне. Привыкшая к роскоши и получившая превосходное по тем временам образование Наташа не в силах стерпеть подобную перемену. Она клянётся матери отомстить Чечевинским за унижение и извести весь их род...
Этот сериал, очень популярный в 90-тые годы, наверное, посмотрел в своё время чуть ли не каждый. Даже не совсем понятно, зачем я пишу на него рецензию. :)) Наверное, для тех, кто ещё не успел, так сказать, приобщиться. Ну и чтобы рассказать о собственных впечатлениях, конечно. Впервые я познакомилась с «Петербургскими тайнами» ещё совсем девчонкой, но уже тогда они произвели на меня столь сильное впечатление, что я несколько недель ходила под ним, раздумывая над событиями и судьбами героев. А спустя годы, прямо-таки загорелась идеей найти все серии, скачать и пересмотреть. Зачем – одним Силам известно. Может, сработало моё нынешнее увлечение XVIII-XIX веками. :) А, может, просто захотелось вспомнить то ощущение, которое я испытывала при просмотре в детстве.
Самое забавное, что это ощущение я действительно испытала вновь. Буквально один-в-один. :) Первоначально был некоторый страх, что при более «зрелом» просмотре будет разочарование. Ничего подобного! Теперь, уже имеючи какой-никакой жизненный опыт, я не только острее прочувствовала все старые моменты, но увидела много нового, чего просто не могла бы заметить раньше в силу возраста. Истории Чечевинских и Шадурских, да и всех, чьи судьбы хоть как-то касаются этих двух семейств, вообще-то... ужасны. Если на миг представить себя на месте Анны, или Натальи, или [возьмём второстепенного персонажа] того же ростовщика господина Морденко, жуть берёт, на самом деле. :( По сути их несчастья проистекают исключительно от жестокости и эгоистичности людей, которым они доверились. Конечно, в случае Анны многие могут сказать: «Сама виновата! Знала, на что шла». Знала, конечно. Но, я уверена, не могла предположить всю глубину слабости и подлости человека, ради которого пожертвовала практически всем.
В своём желании угодить собственным прихотям Шадурские не считаются ни с чем, а в некоторых случаях в буквальном смысле идут по трупам. [Чего стоит одна история с пари на женщину Шадурского-младшего]. Окружающих они не жалеют. Люди для них – статисты. Или марионетки, созданные для их развлечения. Сами того не замечая, они калечат множество судеб, и... большое счастье, что среди таких, как они, среди пёстрой толпы интриганов и сплетников Высшего Света находятся самородки вроде Сержа Коврова – едва ли не единственного рыцаря справедливости, благодаря неистощимой энергии и глубокому уму которого в конечном итоге «всем сестрам раздаётся по серьгам».
Вообще книга-первоисточник – вещь жутко мрачная и безысходная. В отличие от сериала, где даже в самые чёрные моменты всегда остаётся место для надежды, в «Петербургских трущобах» абсолютно всё безнадёжно и беспросветно. Впрочем, автор ведь писал не остросюжетный полу-детектив, а социальный роман, в котором показал во всей сомнительной красе Высший Свет Петербурга и по-настоящему страшную жизнь «низов». Но в данном случае отступление от первоисточника пошло сериалу только на пользу. Здесь справедливость всё-таки восторжествует... пусть иногда и слишком поздно. И виновные так или иначе понесут заслуженную кару. И лично я считаю это правильным. :) Так должно быть хотя бы в кино, если уж не в реальной жизни. Конечно, сериал оставляет после себя несколько печальный осадок, но печаль эта лёгкая и светлая. А если прибавить к ней ощущения от великолепной музыки и действительно превосходной игры всех без исключения актёров [недаром, ох недаром здесь собран такой звёздный состав], мы получим отличную историю, которую и самому приятно посмотреть, и друзьям не стыдно порекомендовать.
Оценка: ★★★★★